Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

НА ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ – III


31 марта 2017, 02:56 | 1 677 просмотров



 (Продолжение. Начало в №10 от  2017 г.)

 Популярность Валерия Ободзинского в первой половине 1970-х годов была огромной, но, несмотря на это, вход на Центральное телевидение был для него закрыт после прихода на пост нового председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина

На телевидении постепенно перестали снимать таких исполнителей как Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Вадим Мулерман, Лариса Мондрус и других. По одной из версий,  С. Лапин убрал этих артистов по антисемитским соображениям (у них имелись еврейские корни). Председатель причислил к таковым и Ободзинского, который, однако, евреем не являлся. Ради истины позволим повториться, Валерий Ободзинский был на половину украинцем и поляком, но… родился в Одессе.

Вадим Мулерман рассказывал: «С 66-го по 71-й годы, я впал в «немилость». Причем, казалось, не на очень высоком уровне. Председатель Гостелерадио Лапин заявил: «Обойдемся без всяких Мондрусов и Мулерманов…» На этом моя телевизионная «карьера» была закончена, пленки смыты, записи размагничены. К слову, такая же участь почти одновременно со мной постигла и Валерия Ободзинского…»

И в этой обстановке была предпринята попытка вновь засветиться Ободзинскому на Центральном телевидении. После записи одного из «Голубых огоньков» Лапин взбунтовался, произнеся фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Немедленно уберите Градского!» Тогда ему осмелились возразить: «Сергей Георгиевич, это не Градский, а Ободзинский». - «Тем более: нам одного Кобзона хватит!»

Голос Ободзинского - мягкий, приятный, ласковый тенор. Репертуар - в основном любовная лирика.

Пение Ободзинского всегда прочувственное, страстное, горячее, порой до гротеска. Наряду с песнями Давида Тухманова («Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», «Играет орган») или Александра Зацепина («Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о первом прыжке», «Марш десантников»), Валерий Ободзинский знакомит слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса, Карела Гота и The Beatles. Безусловно, все это помноженное на высокую трудоспособность, сделало певца кумиром советской публики, особенно женщин. Миллионные тиражи его грампластинок раскупались полностью и в короткие сроки после выпуска. А музыкальные критики наперебой отмечали творческий рост певца  и расширение его репертуара.

А вот эпизод, ставший легендой. Однажды Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок посещает член правительства, министр культуры Е. А. Фурцева. Поинтересовалась в одном цехе, что печатают? «Пластинку Ободзинского». Заходит делегация в другой цех, а министр с тем же вопросом, а в ответ: «Пластинку Ободзинского». «У вас что, весь завод на одного Ободзинского работает?» - возмутилась грозная Екатерина Алексеевна. – «Что вы! На втором этаже мы печатаем классику», - спохватился директор завода. Но когда и на втором этаже министр обнаружила в работе тираж пластинки Ободзинского, Фурцева наложила на неё запрет. Таким образом, помешала государству заработать несколько лишних миллионов.

Кстати, первая же пластинка Валерия Ободзинского, которая вышла в конце 60-х, сразу же стала раритетом. Было продано 13 миллионов экземпляров, государство заработало на продаже  пластинок около 30 миллионов, а певец Ободзинский заработал лишь - 150 рублей! Вот такая экономная экономика!

И тем не менее коммерческий успех не смог сдержать недовольство властей. Ободзинского стали все чаще критиковать за раскованное поведение на сцене, за «западный» репертуар, за отсутствие песен гражданской тематики.

В 1971 году министр культуры СССР Е. А. Фурцева (1910-1974) отдает приказ соответствующим инстанциям запретить концерты непокорного артиста в пределах РСФСР.

Целый год Ободзинский не выступал в Москве, пока не вмешался его высокопоставленный поклонник – заведующий отделом культуры ЦК КПСС В.Ф.Шауро. И тем не менее количество недоброжелателей росло. Узнав, что в Театре эстрады запланированы концерты певца в течение целого месяца, возмущенный начальник городского управления культуры потребовал сократить количество концертов, сказав: дескать, у нас столько концертов даже Аркадий Райкин не даёт, а тут какой-то Ободзинский со своим пошлым репертуаром!

Так что не стоит удивляться: в фондах ЦТ сохранилась всего лишь одна запись выступления В.Ободзинского на новогоднем «Огоньке» 1967 года!

Чиновникам от искусства всегда претила абсолютная свобода Ободзинского в выборе репертуара, в котором отсутствовали коньюнктурные «идеологически выдержанные» песни. Как некий закон, это называлось «пошлые песенки», ведь маститые авторы не желали работать с малоизвестным певцом…

С высоты сегодняшнего дня очевиднее то, что если бы не подобные приказы и указания партийно-государственных и прочих номенклатурных чинуш, чьи имена никто и никогда бы не вспомнил. Но в биографии Ободзинского они сыграли свою пагубную роль, они-то и «помогали» губить талант, зарывать его творчество, а самого созидателя и творца подталкивали к бездне…

Образно говоря, все оборвалось в новогоднюю ночь 1975 года, когда Ободзинский выпил свою первую рюмку после 15-летнего воздерживания. Его умоляли друзья, жена плакала, однако он пил, пил…

В 1977 году певец сел на «колеса». Его конферансье Борис Алов предложил попробовать таблетки от кашля, в состав которых входил кодеин. Валерий попробовал и покатилось…

- Я не представлял себе работы без наркотика, - признавался Валерий.  - Была ужасная зависимость, со мной происходило что-то страшное…  Я принимал по 60 -70, а то и по 100 таблеток сразу, а это 4 смертельные дозы. Потом пробывал и морфин, и промедол, и опиум…

Его положили в психиатрическую больницу под чужой фамилией. На концерты привозила медсестра, на ночь увозила в больницу. Конечно, за ним следили, однако,  он ухитрялся выпить на пути из гримерной на сцену. Один за другим от него уходили музыканты. Близкие вспоминали грустные шутки Ободзинского, когда он был пьян. Он звонил и представлялся: «Я звоню тебе из Сергиевой Лавры. Я святой» или «Я - Господь Бог».

В своё время администратор певца Павел Александрович Шахнарович делал пояснения: «Мы даём за 10 дней 14 концертов, плюс еще процентов 20 продаём входных. Официальная ставка у него была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось 40 рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатвал в 10 раз больше секретаря обкома партии. Причем часть концертов оформлялась официально, а часть – из «фондов» местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому вместо заслуженного артиста Росии ему дали заслуженного артиста Марийской АССР».

Одним из немногих деятелей культуры, поддержавших певца был композитор Никита Богословский, написавший в газете «Советская культура» положительный отзыв о концерте Ободзинского.

В.Ободзинский пел песни композиторов Давида Тухманова, Юрия Саульского, Никиты Богословского, Александра Зацепина, Игоря Шеферана, Александры Пахмутовой, авторами стихов были Онегин Юсуф оглы Хаджикасимов, Наум Олев, Леонид Дербенев, Евгений Евтушенко, Михаил Пляцковский (1935-1991),  Павел Леонидов, Владимир Харитонов, музыка и стихи Андрея Богословского, Александра Вертинского…

Его закадровый вокал внес достойную лепту в успех  таких кинолент, как «Золото Маккенны» (1969), «Большой янтарь» и «Русское поле» - оба фильма 1971 года, «Тайник у Красных камней» (1972), «Эта весёлая планета» и «Молчание доктора Ивенса» (1973), «Признание» (ТВ) и «Между небом и землей» (1975), «Моё дело» (1976), «Весенняя мелодия» и «Кот в мешке» (1978).

Однако  дальнейшая творческая судьба В.Ободзинского складывалась, мягко сказать, не совсем благополучно. Стремление обогатиться в то время не приветствовалось, более того, пошли слухи, что певец очень недоволен своими доходами и собирается покинуть страну. Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также не увенчались успехом.

- Я прошел девять или даже десять психиатрических клиник, - откровенничал певец. - Тягу к наркотикам я снимал водкой. И, вылечившись от наркомании, превратился в алкоголика. И продолжалось это до 1986 года…  Пока я не понял, что мне мешает «завязать». Деньги. Зарабатывая в месяц 10-12 тысяч (по тем временам - две машины), я легко тратил их на кайф. И вот тогда я решил отказаться от работы, а вместе с ней – от славы и денег. Я ушел с эстрады - устроился сторожем на галстучную фабрику на 120 рублей в месяц…

К 1987 году Ободзинский полностью оставил сцену. Он развёлся с женой и жил в гражданском браке с одной из поклонниц. Работал сторожем на галстучной фабрике, профессиональным пением не занимался. К слухам, что Ободзинский – алкоголик, добавился слух, что Ободзинский – бомж. Что ж, его действительно иногда видели на вокзалах, в парках, у пивных. На самом деле пил он много меньше прежнего.

В 1991 году Валерий повстречал свою давнюю поклонницу – Анну Есенину, полюбившую его еще с 1976 года. Она то и стала его третьей, последней женой. Это благодаря её стараниям Ободзинский решил возобновить творческую деятельность и записал альбом песен Александра Вертинского. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое выступление после семилетнего перерыва. Был аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами. Никто не мог поверить в то, что человек, прошедший через испытания пьянством и наркотиками, сумел сохранить в чистоте свой уникальный голос.

В последние годы жизни Валерий Ободзинский возобновил гастрольную деятельность, дал несколько концертов в разных городах России. В своём последнем выступлении по телевидению в программе «Золотой шлягер» он сказал: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски… Прошло время».

Весной 1993 года он всё же сбежал от Анны Есениной в Одессу, в город своего детства. По коротенькой заметке в «Одесском вестнике» о том, что «Ободзинский упал со смотровой площадки Потемкинской лестницы и его увезли в горбольницу с диагнозом – сильная алкогольная интоксикация и черепно-мозговая травма», эта любящая женщина разыскала мужа. Увезла к себе, в однокомнатную квартиру в Черкизово. По воспоминаниям Анны Есениной, Валерий как будто забыл, что он был певцом. Теперь ему нравилось сидеть только дома, готовить еду, гулять с дворняжкой Фимой.

Накануне, словно предчувствуя кончину, он признался Анне в любви. Валерий Ободзинский скончался 26 апреля 1997 года от сердечной недостаточности. Москонцерт выделил на похороны 5 миллионов рублей. Панихида состоялась в Центральном доме работников искусств.

Анна Есенина вспоминала: «На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом Валера прекратил этот апофиоз уже оттуда, с небес».

Во время отпевания в храме священник сказал: «Умереть так, как он, мечтает каждый священнослужитель - он умер под Пасху. А это значит, что с него сняты все грехи».

Проститься с Ободзинским пришло около трехсот человек, среди них были и коллеги: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Альберт Асадуллин. Валерий любил все красивое, и похороны были устроены «на всю катушку». Бьюик, лифт в могилу. Место выделили на Кунцевском кладбище (участок № 10).

В память о популярном эстрадном певце В. В. Ободзинском 24 сентября 2002 года в Москве на Площади Звёзд» у ГЦКЗ «Россия» состоялась закладка именной Звезды Валерия Ободзинского. Через семь лет после этого памятного события в Одессе был открыт Клуб ретро-эстрады имени Валерия Ободзинского. 8 сентября 2009 года на одесской улице Дворянской (Петра Великого), дом № 33, была открыта мемориальная доска в память об артисте. Церемонию вел и поделился воспоминаниями Народный артист Украины Михаил Бокальчук, неоднократно выступавший с Валерием.

1 июня 2012 года в Донецке на здании Донецкой областной филармонии открыли памятную мемориальную доску с текстом гласящим, что Валерий Ободзинский работал в филармонии с 1967 по 1972 годы.

В 2015 году в России режиссёром Сергеем Комаровым был снят телевизионный сериал «Эти глаза напротив», посвящённый Валерию Ободзинскому, в котором роль певца сыграл актёр Алексей Барабаш.

Образ Валерия Ободзинского также отражён в последней серии российско-украинского телевизионного сериала «Красная королева», который вышел на экраны в 2015 году. На первом канале в 2015 году был показан документальный фильм «Валерий Ободзинский: «И ты простишь мне мой побег».

В одном из последних интервью В.В.Ободзинский высказал следуюшую мысль: «...В  моей жизни не было компромиссов и сделок с совестью ради успеха. Хотя во времена коммунизма мы все, наверное, кривили душой. И наши души все еще больны. Мой успех всегда был вопреки идеологии и вполне закономерен, потому что я пел про любовь и про чистоту чувств…»

Золотые слова, к которым ничего ни прибавить, ни убавить, все сказано яснее ясного!

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк