Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Осторожно: Я НЕ СЛЫШУ


6 марта 2017, 03:49 | 1 737 просмотров



Человек имеет пять основных чувств, в их числе и слух. Он позволяет воспринимать колебания среды. Иногда люди испытывают патологии, которые проявляются в снижении или потере способности обнаруживать звуки. Для обращения внимания общественности, правительств, социальных служб на такие заболевания учрежден международный профессиональный праздник. Его ежегодно отмечают 3 марта -Международный день охраны здоровья уха и слуха. Предполагается, что в этот день медицинские и волонтерские организации в разных странах должны проводить мероприятия, направленные на то, чтобы повышать осведомленность населения о возможных проблемах, связанных со слухом.  В свою очередь, ВОЗ обещает оказывать государствам, состоящим в организации, всестороннюю поддержку при разработке и осуществлении национальных программ лечебной и профилактической помощи людям с заболеваниями ушей и проблемами со слухом.

Инициатором события выступила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Его закрепили в 2007 году на Первой международной конференции по предупреждению и реабилитации нарушений слуха, которая проходила в Китае.

Выбранная дата праздника имеет символическое значение. Числа, которыми она записана, по форме подобны человеческим ушам. ВОЗ учредила праздник для привлечения внимания общественности к проблемам органов чувства. Идея нашла широкую поддержку в медицинских кругах множества стран. Государства-участники ВОЗ получают необходимую помощь в проведении мероприятий.

В этот день отоларингологов награждают дипломами, грамотами за значительные достижения. Произносятся торжественные речи руководства медицинских учреждений. Устраиваются застолья, произносятся тосты. Специалисты обмениваются поздравлениями. Устраиваются массовые осмотры и консультации. Благотворительные организации собирают средства на помощь нуждающимся людям. Проводятся семинары, просветительские лекции, конференции. Звучат доклады о насущных проблемах. В профессиональных кругах проходят мероприятия по обмену опытом. Средства массовой информации готовят тематические материалы. Передачи рассказывают о врачах, их достижениях. Даются рекомендации по сохранению здоровья слуха, говорится о последствиях недугов.

На сегодняшний день потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По оценкам ВОЗ, во всем мире 360 миллионов человек живут с приводящей к нетрудоспособности потерей слуха, причем 32 миллиона из них – дети. От потери слуха страдает около трети людей старше 65 лет. Большинство людей с нарушениями слуха проживают в странах с низким или средним уровнем доходов, где кадровые ресурсы, возможности лечения и получения слуховых аппаратов ограничены. По последним оценкам, около миллиарда человек в возрастной группе от 12 до 35 лет, проживающих в странах с высоким и средним уровнем доходов, подвержены риску развития потери слуха в результате воздействия высокого уровня шума в рекреационном контексте. Основными причинами глухоты и тугоухости (неполной потери слуха) называют генетические нарушения, хронические инфекции уха, ряд заболеваний: краснуха, корь, свинка, менингит, а также воздействие некоторых лекарственных препаратов и вредных факторов окружающей среды, в первую очередь, шума.

Потеря слуха негативно отражается на способности человека к общению, а также на возможностях ведения учебной или трудовой деятельности. Кроме того, потеря слуха неблагоприятно сказывается на социальном и экономическом развитии местных сообществ и стран в целом. По мнению медиков, около половины всех случаев глухоты и прочих нарушений слуха можно предотвратить, устранив причины их развития. В числе превентивных мер чаще всего называют иммунизацию населения, охрану здоровья матери и ребенка, обеспечение гигиены труда. Кроме того, врачи дают советы родителям. В частности, рекомендуется следить, чтобы в уши ребенка не попадала грязная вода; не шлепать ребенка, особенно по ушам; обучать детей не вставлять в уши посторонние предметы; в случае каких-либо тревожных симптомов немедленно обращаться в больницу.

Все большее беспокойство у медиков вызывает растущий уровень воздействия громких звуков в культурно-развлекательных и спортивных учреждениях, таких как ночные клубы, дискотеки, пабы, бары, кинотеатры, концертные залы, стадионы и даже фитнес-центры. Современные технологии становятся все более распространенными, и зачастую такие устройства, как аудиоплееры, используются для прослушивания музыки с небезопасными уровнями громкости и в течение продолжительного периода времени. Регулярное воздействие громких звуков создает серьезную угрозу развития необратимой потери слуха.

Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом - порог слышимости 25 дБ или ниже в обоих ушах - страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков. Понятие «тугоухости» применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно они общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантатами и другими вспомогательными средствами, а также субтитрами. Людям с более значительной потерей слуха могут помочь кохлеарные имплантаты. «Глухие» люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или не слышат вообще. Часто для общения такие люди используют язык жестов.

Раннее выявление и принятие соответствующих мер являются основными факторами для минимизации воздействия потери слуха на развитие ребенка и его успеваемость. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка. Глухие дети должны иметь возможности для обучения языку жестов вместе с членами своих семей.

Скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.

Для людей, страдающих нарушениями слуха, могут быть полезными такие устройства, как слуховые аппараты, вспомогательные средства для улучшения слышимости и кохлеарные имплантаты. Для них также могут быть полезными логопедическое лечение, восстановление слуха и другие соответствующие услуги. Но с помощью производимых в настоящее время слуховых аппаратов можно удовлетворить менее 10% глобальных потребностей и менее 3% потребностей в развивающихся странах. Отсутствие служб по подбору и техническому обслуживанию слуховых аппаратов, как и отсутствие батареек также являются препятствиями в странах с низким уровнем дохода. Обеспечение более широкого наличия доступных по стоимости и надлежащим образом подобранных слуховых аппаратов, а также служб последующего наблюдения во всех частях мира принесет пользу многим людям с потерей слуха.

Люди, у которых развивается потеря слуха, могут учиться общению, приобретая навыки чтения по губам, а также используя написанные или напечатанные тексты и язык жестов. Обучение языку жестов будет полезно для детей с потерей слуха, а субтитры и сурдоперевод на телевидении облегчат доступ к информации.

Официальное признание национальных языков жестов и более широкое использование сурдоперевода являются важными действиями для улучшения доступа к службам языка жестов. Законы, обеспечивающие права человека, и другие защитные меры могут также способствовать лучшему социальному приобщению людей, страдающих от потери слуха.

Интересные факты

- Человек слышит колебания воздушной среды в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. При передаче звука по костям черепа – до 220 кГц. Ряд животных слышит в более широких пределах. Слоны чувствуют низкие частоты. Гром они слышат на расстоянии до 100 км.

- Длительное нахождение вблизи источника громкостью более 90дБ приводит к нарушениям работы органов слуха.

- Порог слышимости зависит от частоты звука.

- В некоторых странах многие звуковые сигналы не дублируются графическими или световыми носителями информации.

- В утробе матери человек ощущает звуки.

- Некоторые антибиотики и другие медикаменты могут вызывать патологии органов слуха.

- В 1816 году глухой преподаватель Лоран Клар основал в США первую постоянную школу для глухих.

Профилактика и своевременное лечение глухоты – это те меры, с помощью которых можно значительно уменьшить проявления глухоты  или даже избежать ее. И не надо заниматься самолечением при появлении боли в ушах или шуме, лучше сразу обратится к специалисту.

Автор:
Подготовила Елена ТКАЧЕНКО.