Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ЖИЗНЬ В ПЕСНЯХ ИЛИ ПЕСНИ - ЖИЗНЬ


30 января 2017, 09:16 | 701 просмотр



Другой такой никогда не было и не будет.

Она превосходит себя, свои песни, их музыку и слова.

Она превосходит всех нас.

Жан Кокто – поэт и драматург

ТА, САМАЯ ЭДИТ. Эди́т Пиа́ф (фр. Édith Piaf), настоящее имя Эди́т Джова́нна Гассьо́н, фр. Édith Giovanna Gassion; 19 декабря 1915, Париж, Третья французская республика - 10 октября 1963, Грас, Франция) - французская певица и актриса, ставшая всемирно знаменитой благодаря своему неподражаемому голосу.

Она родилась в семье несостоявшейся актрисы, итальянки с примесью арабской крови Аниты Майяр,  выступавшей на сцене под псевдонимом Лина Марса, и уличного акробата, нормандца Луи Гассьона. В начале Первой мировой войны Луи отправился добровольцем на фронт. Специально получил двухдневный отпуск в конце 1915 года, чтобы увидеть свою новорождённую дочь Эдит. По одной из версий, своё имя будущая певица получила в честь британской медсестры Эдит Кэвелл, расстрелянной немцами 12 октября 1915 года.

Через два года Луи Гассьон узнал, что жена его бросила, а дочьку отдала на воспитание своим родителям. Условия, в которых жила маленькая Эдит, были ужасасными. Бабушке некогда было заниматься ребёнком, и она часто наливала внучке в бутылочку вместо молока разбавленное вино, чтобы та её лишний раз не беспокоила. Тогда Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержательнице публичного дома.

И тут выяснилось, что трёхлетний ребенок   слеп. К тому же оказалось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит, но бабушка по материнской линии, видимо, этого просто не замечала. Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка Гассьон и её девицы повезли Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собирались тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа Эдит прозрела. Ей было шесть лет и первое, что она увидела, - это клавиши пианино. Но глаза её так и не наполнились солнечным светом. Великий французский поэт Жан Кокто, влюблённый в Эдит, называл их «глазами прозревшего слепца».

Вскоре Эдит пошла в школу, окружённая заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребёнка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась. Тогда отец забрал Эдит в Париж. Они стали вместе работать на площадях: Луи показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Она зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен». В 15 лет произошло знакомство Эдит со своей младшей единокровной сестрой Симоной. Мать Симоны настаивала на том, чтобы одиннадцатилетняя дочь начала приносить в дом деньги, отношения в семье, где кроме Симоны росли ещё семеро детей, складывались тяжёлые, тогда-то Эдит и забрала младшую сестру к себе петь на улице. До этого она уже жила самостоятельно.

В 1932 году Эдит познакомилась с владельцем магазина Луи Дюпоном (фр. Louis Dupont), через год у 17-летней Эдит родилась дочь Марсель (фр. Marcelle). Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её. Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. Дочь Эдит заболела менингитом и попала в больницу. После посещений дочери заболела сама Эдит. В то время эта болезнь излечивалась плохо, не было подходящих медикаментов, и врачи зачастую могли просто наблюдать за болезнью в надежде на благополучный исход. В результате Эдит выздоровела, а Марсель скончалась (1935). Она была единственным ребёнком, родившимся у Пиаф.

В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле (фр. Louis Leplée), владелец кабаре «Жернис» (фр. le Gerny’s) на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Это он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика и поведение на сцене. Именно Лепле дал Эдит прозвище – «Пиаф», что на парижском арго обозначает «воробушек». В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Лепле верил в талан Эдит и потому напутствовал словами: «Никогда не делай уступок зрителю! Великий  секрет заключается в том, чтобы остаться самим собой. Всегда будь сама собой».

В «Жернисе» на афишах её имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным. 17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистенгетт, Мари Дюба. Когда Шевалье впервые услышал Эдит Пиаф, он воскликнул: «Браво! Вот силища –то у малышки».

Короткое выступление на Радио-Сити позволило Пиаф сделать первый шаг к настоящей славе - слушатели звонили на радио, в прямой эфир, и требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала ещё.

Однако успешный взлёт был прерван трагедией: Луи Лепле был убит выстрелом в голову при сведении каких-то счетов, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как он в завещании оставил ей небольшую сумму. По обыкновению, газеты раздули эту историю, а посетители кабаре, повели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу».

Вскоре Эдит познакомилась с поэтом Раймоном Ассо, который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.

Раймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». Музыка к песне «Мой легионер» написана Маргерит Монно, которая тоже впоследствии стала не только «своим» композитором, но и близкой подругой певицы. Позже Пиаф создала с Монно ещё несколько песенных шедевров, и среди них - «Маленькую Мари», «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви».

Раймон Ассо добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом в «большую воду», посвящением в профессию. Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене «АВС» во Франции родилась великая певица». Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели её к вершинам успеха.

С началом Второй мировой войны певица рассталась с Раймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто, который предложил Эдит сыграть в небольшой пьесе собственного сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезоне 1940 года. Кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль.

Во время Второй мировой войны скончались родители Эдит. Земляки ценили и личное мужество Пиаф, выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им всё необходимое для побега, и её милосердие - она устраивала концерты в пользу семей погибших. В период оккупации Эдит Пиаф выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря.

Пиаф никогда не проходила мимо людей. Подобно эффелевскому богу, она закидывала в небо своей слабой рукой звездочки, которые – она знала! – обязательно станут звездами: Ив Монтан, Шарль Азнавур, Беко, Мартен…

Послевоенное время стало для неё периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. В это время она близко сошлась с знаменитым боксёром, французом алжирского происхождения, чемпионом мира в среднем весе, 33-летним Марселем Серданом. В октябре 1949 года Сердан вылетел в Нью-Йорк к Пиаф, которая снова выступала там с гастролями. Самолёт разбился над Атлантическим океаном в районе Азорских островов и Сердан погиб, что стало шоком для Пиаф. В глубокой депрессии она спасалась морфием.

В январе 1950 года накануне сольного концерта в зале «Плейель», пресса писала про «песни улиц в храме классической музыки» - это был очередной триумф певицы. О голосе Эдит были сложены легенды. Жан кокто написал о нём, как о звучащей тени, «которая заполняет все вокруг, летит все выше и выше, и кажется, будто это поёт уже не мадам Пиаф, а моросит дождь, стонет ветер и лунный свет стелет салфетку на мостовой».

Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала её одинокой. Эдит сама это хорошо понимала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она - твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».

В 37 лет Пиаф снова влюбилась и даже вышла замуж за поэта и певца Жака Пилса, но брак вскоре распался.

В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы, обе с Шарлем Азнавуром; чтобы облегчить страдания, вызванные переломами руки и рёбер, врачи делали ей уколы морфия, и Эдит вновь попала в наркотическую зависимость, от которой излечилась лишь через четыре года.

В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Тайны Версаля» вместе с Жаном Маре.

В 1955 году Эдит начала выступления в концертном зале «Олимпия». Успех был ошеломительный. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после - очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. Функции печени были серьезно нарушены (склероз сочетался с циррозом), а весь организм слишком ослаблен. В течение 1960-1963 гг. она неоднократно попадала в больницы, иногда на несколько месяцев.

Но в 47 лет Пиаф опять влюбилась, на этот раз в 27-летнего грека, парикмахера Тео, которого она, как и Ива Монтана, вывела на сцену. Эдит придумала ему псевдоним Сагапо (по-гречески «я тебя люблю»). С ним она была до своей смерти. Сагапо пережил её на семь лет, он погиб в автокатастрофе.

25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Её слушал весь Париж.

Последнее её выступление на сцене состоялось 31 марта 1963 года в оперном театре г. Лилль.

В роковой четверг октября 1963 года, когда из-под Грасса в обстановке секретности Эдит увезли в полузабытьи в её квартиру на бульваре Ланн, где через несколько дней 10 октября случилось столпотворение от народа в траурных одеждах.

Официально о кончине певицы было объявлено в Париже только 11 октября 1963 года (с чем связаны ошибки в некоторых источниках). В тот же день, 11 октября 1963 ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует мнение, что он скончался, узнав о смерти Пиаф.

Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч поклонников, многие не скрывали своих слёз, а цветов было столько, что люди  шли прямо по ним.

Трагическая судьба, по свидетельству Симоны Берто, началась после того, как Пиаф попала в первую (всего их было у неё четыре) автоаварию. Чтобы избавить пациентку от боли, врачи применяли морфий, и она постепенно пристрастилась к нему. Её неоднократно помещали в лечебницу, но она сбегала оттуда и продолжала колоться. Её руки, бедра были покрыты синяками, ранами и струпьями. Попытки отказаться от морфия оказались безуспешными. Вдобавок Эдит пила, организм был настолько перенасыщен алкоголем, что миниатюрная певица (при росте 147 см) пьянела от стакана пива. В итоге она пережила попытку самоубийства, два приступа белой горячки и приступ безумия, прободение язвы желудка с внутренним кровотечением…. Доктора обнаружили у неё рак. В последние годы Эдит  не могла выступать – на сцене отказывал голос, она теряла сознание. А потом стало не до песен. Она высохла и весила тридцать три килограмма, артрит скрючил ей руки, певица почти облысела, лицо страшно распухло. Она уже не могла ходить. За полгода до смерти у неё случился отек легкого, и пять дней она находилась в коме… Верно и то, что Эдит Пиаф умерла от алкоголизма и наркотиков.

Несколько слов о памяти. Верно, Пиаф мало снимали в кино. Еще меньше в хронике. Зато её чаще записывали на фотограму. Первый памятник Эдит Пиаф был установлен на парижской площади Пиаф в 2003 году.

Для коллекционеров почтовых отправлений несомненным дополнением к филателистическим раритетам мог бы стать конверт, выпущенный почтой России в 2015 году, в серии «Деятели мировой культуры», посвященный Эдит Пиаф.

Сама же Эдит Пиаф написала две автобиографии «На балу удачи» и «Моя жизнь». А её подруга молодости, называвшая себя единокровной сестрой Эдит, Симона Берто также написала книгу о её жизни, в названии которой одно слово, а точнее имя – «ПИАФ». Книга в переводе с французского языка С. Володиной и А. Малининой вышла в 1990 году в издательстве «Искусство».  Наиболее достоверные сведения о певице можно найти в книге Пьера Дюкло и Жоржа Мартена «Пиаф», вышедшей на русском языке в 1998 году.

А еще именем певицы названа малая планета (3772) Пиаф, открытая 21 октября 1982 года сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной.

В декабре  2017 года певице, оставшейся любимой и непревзойденной и на родине, и за её пределами, исполнилось бы  102 года.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк


Комментарии


Сортировать по времени по рейтингу

Показаны записи 1-1 из 1.

Гость_1919, 30 января 2017 в 22:46

Спасибо за напоминание о кумире миллионов прошлой эпохи. Трогательно, мило, познавательно.


Контент устарел, комментирование закрыто