Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ПЕРВЫЙ СРЕДИ БИЕВ


20 января 2017, 12:09 | 742 просмотров



Для народа богатмтво – не в богатых людях, а в мудрых.

Толе би

 Многовековая история кочевого казахского народа сохранила на страницах анналов немало имен великих личностей, ярких представителей отечественного культурного наследия. Своими благородными делами эти прославленные предки навсегда остались в народной памяти, как люди, обладающие редкостным даром, мудростью и трезвым мышлением, находчивостью и смелостью суждений по самым животрепещущим  вопросам жизни.

 Как свидетельствует Чокан Валиханов: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Будущие бии зачастую проходили обучение в восточных медресе в  Хиве, Бухаре, Самарканде… Они из поколения в поколение передавали свои юридические знания, основанные на канонах шариата и житейского нравственного опыта. Биев в казахской степи было немало. Они были разного масштаба – местного (аульного), регионального, родового, племенного. Бий в переводе с казахского означает «судья, избранный народом».

Биями всех биев назвал народ троих из кагорты властителей дум последней четверти  XVII и первой половины XVIII веков: Толе би (1663-1756), Казыбека - за яркий, звучный, колокольный голос получивший прозвище Каздауысты – Гусеголосый (1667-1764) и Айтике (1644-1700), чья дата рождения и место смерти установлены приблизительно. В своё время народный писатель Казахстана и переводчик Гарольд Бельгер, автор книги «Рассказы о биях», говорил: «В народном сознании их упоминают в неразрывном единстве и четкой последовательности. При всей общности взглядов и политических устремлений каждый из них представлял определенный жуз: Толе-бий – Старший, Казыбек-бий – Средний и Айтике-бий – Младший жуз».

Скажем, что по возрасту все три бия как долгожители, официально у себя в жузах оставались правителями, но и советниками у ханов, в том числе  у Аблайхана. Все трое очень уважали, чтили друг друга, ведя между собой переписку, часть которой время убрегло от утраты и забвения. Один из сыновей Казыбек би взял в жены дочь Толе би. Айтике би, умер раньше двух других великих биев, о нем не сохранилось письменных данных. Однако народ помнил, что Айтике би был моложе Толе, но старше Казыбека. Известно, что случались споры между биями. И здесь Айтике би как бы удерживал двух других в равновесии, и оба слушались его, последнее слово оставалось за ним. Три великих сына народа стали  для казахов  непреходящим  символом единства. Они четко определили стратегический путь народа на все грядущие века.

Более подробно расскажем о жизни Толе би.

Он родился в 1663 году в ауле  «простолюдинов» (так звали соседи род жаныс) урочища Жайсан, у берегов реки Чу, в Шуйском районе  Жанбыльской области. Умер в 1756 году в Акбурхан-орде ныне Ленгерском районе Южно-Казахстанской области. Между этими двумя датами, определяющими возраст человека, пролегли годы большой, напряженной и интересной для изучения жизни.

Отец Толе би Алибек происходил из казахского тайпа дулат, подрод Жаныс. Дед - Кудайберды би участвовал в походах Есим хана, в частности в сражениях «Катаган кыргыны» (1627-1628 годы), против восставшего хана Турсуна, правившего Ташкентом.

По названию самого многочисленного тайпа Старшего жуза уйсун Толе би был известен как Уйсун Толе би, сами уйсуни называли его Жаныс Толе би. По воле отца мальчик Толе с пяти лет приступил к обучению. Его образованием занимался специально вызванный для него мулла из Бухары Абушакир. Поскольку Бухара в то время являлась центром суфийской мысли, широко распространенной в Казахстане, особенно в результате активной политической деятельности в Туркестане накшбандийского ордена шейха Ахрара (умер в 1490 г.).

Если обратиться к книге академика С. Зиманова «Древний мир права казахов», мы узнаем, что на Толе би, «на его воспитание и становление значительное влияние оказала фамильная традиция, вобравшая мировоззрение и культуру тюрков Великой степи. Его родословная берет начало от достойного потомка легендарного Майкы-би, его достойного потомка Бахтияра-би, о котором в народе говорили: «Соз бастап кетсе – шешен, ел бастап кетсе – кесем» («Начнет говорить – трибун, начнет руководить народом – вождь»).

С детства Толе би рос очень наблюдательным и находчивым мальчиком. Его неизменно привлекали люди почтенного возраста, мудрые и степенные. И белобородые аксакалы его охотно благославляли, усматривая в нём редкий дар. Толе успешно прошел испытания и своеобразную аккредитацию у пптриархов-мудрецов. К примеру, такого рода испытания он удосужился у знаменитого в степи ученого-старца столетнего Анет-баба.

Согласно одной притчи, однажды мальчиком Толе пришел к старцу Анет-баба. Старец начал говорить ему о единстве и согласии народа.

- А что такое единство, дедушка? – спросил мальчик. – И в чем его сила?

Прежде чем ответить, старец распорядился принести ему пучок тонких и гибких прутьев. А затем велел их Толе разломать по одному.

- Теперь понял, сынок?

- Понял, - ответил мальчик. – Одинокого и враг одолеет и беда сломит. Раздор к добру не приведет. Если народ живет в дружбе и согласии, то ему никакой враг, никакая напасть не  страшны.

- Здраво рассудил, - похвалил Анет – баба. – Предводитель, прежде всего, должен призывать народ к дружбе и единству. В этом смысле есть древняя притча. У счастья спросили:

- Ты куда идешь?

- Я иду туда, где есть согласие.

Находясь при отце в разъездах по разным регионам степи, а затем уже в роли «косшы-бала» - «приставного воспитанника» опытных биев, мальчик быстро усваивал знания. Причем,  проявлял раннюю зрелость в постижении  тайн истории,  словестности и правовой культуры собственного народа.

Толе Алибек-улы удостаивается звания судьи дулатов в возрасте 12 лет. Бывая зимой в Ташкенте, он неприменно знакомился с книжными сокровищами библиотек мечетей Каракамыс и Акбурхан. А 15 лет он становится на самостоятельный путь бия.

Таким образом, Толе би как талантливый, грамотный человек, с детства впитавший в себя традиции ораторского поэтического искусства своего народа, становится известнейшим казахским общественным деятелем, прославленным оратором, главным судьёй Старшего жуза – одним из тех, кто написал  «Жеты Жаргы».

Толе би, а также главный судья Среднего жуза Казыбек Келдыбекулы и главный судья Младшего жуза Айтике Байбекулы втроем были главными советниками Аз-Тауке хана. Толе би принимал активное участие в том, что Тауке хан сделал Туркестан столицей Казахского ханства, чтобы подчинить все три жуза одному ценнтру, чтобы усилить казахское ханство, чтобы создать военный союз родственных народов против джунгарской агрессии.

После смерти Тауке хана Казахское ханство стало распадаться. Толе би, возглавляя Старший жуз, попал в некоторое время в зависимость от джунгарских завоевателей. Живя в одно из самых страшных столетий  существования Казахского ханства, он оказался одим из вдохновителей и организаторов борьбы с джунгарскими калмаками.

Есть предание, согласно которого люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места, один Толе не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» - спрашивали у него. «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», - отвечал мудрый Толе. «Да это поистине святой», - сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят «Священная ласточка» (Карлыгаш бий).

Несмотря на то, что он платил калмакам дань, политическое правление взял в свои руки. Толе би сыграл важную роль в объединении казахов, в освобождении их от джунгарских оков. По некоторым сведениям, он помог султану Абылаю возвыситься.

Великий Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай хана, напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он работал у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. В поэме «Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би и Абылая - мальчика-подпаска в старом овчинном тулупе, которого Толе назвал за обросшие волосы и растрёпанный вид Сабалаком. Так и пас Сабалак овец, вечно с торбой, серьезный, неулыбающийся. Видимо, понимал Толе би толк в людях, раз уделил внимание подростку. Ведь недаром говорят, что порода видна сызмальства.

Таким образом, Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая.

Триста лет тому назад казахские и джунгарские ханства постоянно враждавали. И вот весной 1723 года, воспользовавшись периодом распада Казахского ханства, после основательной подготовки, джунгарский правитель Цэван Рабдан, начал массовое вторжение своих войск в семи направлениях на территорию Казахстана. Джунгары хотели, пользуясь сложившимися обстоятельствами, уничтожить казахский народ, а оставшихся в живых поработить. По сведениям Шакарима  Кудайбердыулы, погибло две трети степного населения. Недаром родилось выражение , обозначающего период 1723-1727 годов как «Актабан шубырынды, алкакол сулама» («Годы Великого бедствия»).

Ранней весной 1729 года началось новое нашествие  джунгарских войск на казахскую землю.

Толе би обнаружил качества личности, присущие лидеру, главе народа. Он, объединившись с батырами Кабанбаем, Богенбаем и Жанибеком, создал единый народный фронт борьбы за свободу и независимость. Есть сведения, чтоТоле би лично участвовал в битвах с оружием в руках.

«Нет более прославленного батыра, чем Кабанбай, нет бия, который бы превзошел Толе бия», - писал видный казахский поэт, публицист, этнограф и просветитель Машхур-Жусуп Копейулы (1859-1931).

Согласно еще одной притчи, джигит по имени Тулки спросил Толе би:

- Кто такой шестиколенный народ алаш?

- Шестиколенный алаш – это дети казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков, туркмен и их отпрысков, - ответил ему бий.

-А три жуза – кто такие?

- Три жуза – дети трех родных братьев-казаховю

- Как можно смыть обиду за родичей? – не отставал джигит.

- Встречей после долгих разлук.

По историческим сведениям, выдающимся событием в освободитель-ной войне казахского народа против джунгарского нашествия стала легендарная Анракайская битва. Она произошла в первой половине XVIII века в местности Аныракай, в 120 километрах от южной оконечности озера Балхаш, возле песков Таукум. После этой крупной победы казахи начали освобождать свою землю от джунгарского агрессора.

Мудрейший Толе би говорил: «Кто отца видел, стрелять научиться, кто мать видел, шубу сшить сумеет». Таково одно из самых знаменитых его изречений.

Особенно он был суров к предателям. Его приговор одному из таких отщепенцев стал эталоном в решении похожих спорных дел:

Благо, когда родится сын у отца,

Благо, когда он пойдет по стопам отца.

Но если сын продажный сам не смоет

Позор гнуснейший со своего лица –

Прогнать его!

Заслуга Толе би, как прозорливого политика, заключалась в консолидации и объединении казахского народа, как непревзойденного борца за создание централизованного государства. При рассмотрении каждого судебного вопроса Толе би особо подчеркивал важность единства казахского народа для настоящего и будущего страны.

В историю вошло его мудрое изречение: «У благородногой мысли есть источник». Такие известные личности как Асан кайгы, Сыныр жырау Жиренше поправу считали Толе би опорой для правителей, отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей. Но именно с написания и претворения в жизнь так называемых «Семи заповедей» («Жеты Жаргы») хана Аз-Тауке имя мудреца Толе би прочно вошло в сознание народа. Позднее повысился авторитет Толе би и в связи с призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости,  сочетая разведение скота с условиями городской жизни,  учиться хорошим примерам у соседних народов, тем самым заботиться о грядущих поколениях.

В 1733 году Толе би стал инициатором послания к императрице Анне Иоанновне вместе с группой султанов и биев вслед за принятием Абулхаиром российского подданства в 1731 г. Согласно грамоте от 10 июня 1734 года Старший жуз был принят в подданство России, но это осталось лишь на бумаге.

Вместе с тем Толе би сделал много для установления и развития связей между старшим жузом и Россией. В августе 1749 года, Толе пишет личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправляет для личных переговоров с губернатором Оренбурга И. И. Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса.

26 сентября 1749 года в ответном письме Неплюев, одобрил намерение Старшего жуза присоединиться к России, предлагает взять в свои руки развитие торговых отношений между двумя народами.

Толе би всегда призывал свой народ к терпеливости и настойчивости , говоря, если народ будет селен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений. Правитель оправдает свое предназначение высокими помыслами о благе и единстве народа, а себялюбивый джигит, как бы себя ни восхлавлял, только в ауле будет известен, и ради своей выгоды продаст и друга своего.

Великий бий отличался необычайной суровостью в вынесении приговора, всегда предполагая возможную смерть человека как следствие даже незначительного проступка другого человека. То-то среди казахов закрепилась предостережение: «Упаси Бог от слов и взгляда Толе би!»

Как-то решая случай с мелким воровством, Толе би велел привязать украденный конский треножник к ногам трех лошадей и постановил, что если треножник разорвется, то вор будет наказан штрафом, если это не произойдет, то будет освобожден от уплаты куна. Когда лошадей погнали в разные стороны, ремни пут выдержали. И здесь бий подчеркнул, что сила народа в крепких узах, которые связывают тайпы и роды. И никто и ничто не может разорвать нацию и отторгнуть у казахов их землю.

Рассказывая о жизни и великих делах Толе би, следует отметить, что главной основой власти казахских биев всегда были выдающиеся душевные качества, глубокий ум, бескорыстие и справедливость, дар красноречия, бесценный опыт и высокая ответственность. Великому Толе би принадлежит изречение: «Батыра может родить каждая вторая мать, а умного бия – одна из ста женщин».

Мудрость Толе би проявлялась и в том, что он не считал человека, умевшего красиво говорить, неприменно умным:

Нет дерева стройнее ели,

Но разве соловьи с кустов не пели?

Бывает ловко книжник речь ведет,

Но не умнее он, чем овощ спелый.

В устной народной литературе сохранилось много преданий о Толе би: получили широкое распространение пословицы, поговорки, изречения, авторство которых народ относит к Толе би.

Мудрец Великой степи активно участвовал в строительстве архитектурных сооружений в городах, где ему доводилось править: Шымкенте, Туркестане и Ташкенте. Мудрость и находчивость Толе би были ещё при жизни признаны со стороны Бухар жырау, Казыбек би, Айтеке би. В отношении к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник, у её автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он впитал в себя дух Майкы-би. В своих произведениях Толе би признавали и считали опорой для ханов Сыныр жырау, Жиренши которые отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей. После периода «великого бедствия» авторитет Толе би возрос благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет».

После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет - c 1743 по 1749 годы.

Толе би был сторонником равноправия женщин и мужчин. Своей невестке Данагуль он назидал: «Не избегай свекра. Это - устаревший обычай».

К концу жизни мудрый старец тяжело заболел. Эта весть, как печальная мелодия кобыза, облетела просторы казахской степи. К Великому бию заспешили все знатные и знаменитые люди. Приехала  попрощаться с ним поэтесса Жаныл и поинтересовалась о неисполнившейся мечте Толе би. Белый, как лунь, мудрец изрек:

- О, дочь моя, я так долго живу, что уже мечтаю о том, что было. Когда я родился, казахи и киргизы жили как братья в одном государстве, а сейчас между ними возникла трещина и они отходят друг от друга. Я мечтаю о том, чтобы снова все, кто вспомнит обо мне, кто читает по мне молитву, стремился к единству.

Толе би скончался в 93-летнем возрасте в своей осенней резиденции Акбурхан-орде, а похоронен в городе Ташкенте, где он правил в общей сложности 12 лет, рядом с мавзолеем Шайхан Тура.

По свидетельству Ч. Валиханова, суду биев часто обращались русские казаки Горькой линии и Семиречья, а также переселенцы, так как в этих судах дело решалось открыто и без бумажной волокиты. Так что, законы «Жеты Жаргы», к созданию которых приложил свою руку и Толе би, практически действовали вплоть до установления Советской власти в Казахстане.

В честь Толе би переименовано село Новотроицкое в Жамбылской области, которое является административным центром Шуского района и находится поблизости города Шу. В Южно-Казахстанской области есть административно-территориальная единица - Толебийский район, административный центр город Ленгер. Его именем названы улицы в городах Астане, Алматы, Караганде, Таразе, Кызылорде, Шымкенте, Туркестане и во многих других населённых пунктах Казахстана.

В 2003 году почтовое ведомство Казахстана выпустило почтовую марку с живописным портретом  Толе би.

В память о Толе би – великого бия и прославленного человека XVII-XVIII веков на одном из центральных проспектов древнего города Тараза, центра Жамбыльской области в последние дни октября 2013 года,  торжественно открыт величественный памятник предку, ставший еще одной яркой достопримечательностью южного Казахстана.

Толе би сегодня является одной из значимых личностей своей эпохи и его заслуги высоко признаются тюркоязычными народами. Усилия Толе би, как мудреца, батыра, человека справедливого и обладающего управленческими способностями по объединению тюркоязычных народов, историками оцениваются положительно. Благодаря деятельности таких видных личностей, как Толе би, казахстанское общество достигло хорошего развития.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед


Комментарии


Сортировать по времени по рейтингу

Показаны записи 1-1 из 1.

Гость_2979, 21 января 2017 в 22:36

Присутствовали на недавней презентации новой книги очерков Андрея Березина. Прочитали в газете информационный отчет о презентации. И вот опять новую работу об известной личности -Толе би. Дочь сразу же по прочтению вырезала всю полосу, у неё есть специальная папка, куда она складывает эти уникальные, полезные вещи не только для обучения, но и для общего развития.


Контент устарел, комментирование закрыто