Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

СЛАВА ПРОШЕДШИХ ДНЕЙ


18 ноября 2016, 03:31 | 3 314 просмотров



Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.

А.Н.Толстой

Меняется время, и меняется человек – носитель и участник культуры. Однако, история  сохраняет имена тех, кто внес посильную лепту в сокровищницу человеческой цивилизации прошлых эпох, кто, своим талантом, непосильным трудом в разных областях деятельности, заставил собой восхищаться, удивляться и даже подражать. Если этих людей можно было бы объединить одним словом, наверное, к ним вполне бы подошел ёмкий и вполне заслуженный термин – труженик. Чего они, эти люди не боялись в своей жизни, так это трудиться, напряженно и целенаправленно.

«Господин 420» или он же «Бродяга». Сказать более точно и объемно, Радж Капур (1924-1988) – режиссёр, сценарист, продюсер, актёр театра и кино, один из династии Капуров и её ярчайший представитель, колоритнейший, легендарный деятелей мирового кинематографа. В пору творческого расцвета, пришедшегося на 50-е годы ХХ века, его еще называли «индийским Чарли Чаплиным». Это имя собирало толпы восторженных, благодарных зрителей – как на родине, так и далеко за её пределами. И хотя сегодня мир очень изменился, и даже лучшие из лент этого великого мастера кино не могут, видимо, восприниматься, как это было полвека назад, они навсегда вошли в киноклассику. И как это зачастую бывает и, как киноклассике к ним будут снова и снова возвращаться любители этого жанра искусства.

Ранби́р Радж Капу́р родился 14 декабря 1924года в Пешаваре, Британская Индия, ныне Пакистан. У себя на родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии, продолжал получать их посмертно. Он известен как «отец индийского кино» и знаменитый «голубоглазый король Востока». В России получил звание «товарищ Бродяга», а в Европе «индийский Пётр I». Его родители: отец - выдающейся актёр и театральный деятель Притхвираджа Капур, мать - Рама (в девичестве Рамсарни Мехра).

Свою первую роль в кино в фильме «Революция» Радж Капур сыграл в 1935 году в возрасте одиннадцати лет. С самого детства он играл на театральной сцене, в театре своего отца, проявив способности к импровизации, эмоциональность и темперамент (самыми известными его театральными работами были роли в спектаклях «Стена» и «Патан»). И все же основной мечтой Раджа Капура было кино. Отказавшись от получения высшего образования, он с юношеских лет начал работать ассистентом режиссёра на студии «Бомбей токиз», на практике освоив основные кинематографические специальности. Параллельно шло изучение и освоение будущим режиссёром технических достижений западного кинематографа.

Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура. Сыграв  в этом году несколько главных ролей, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма под названием «Испепеляющая страсть». В этом фильме о начинающем театральном режиссёре проявилось много характерных, как с технической, так и содержательной точки зрения, элементов будущих картин Капура: контрастная черно-белая съёмка с игрой света и тени, автобиографические штрихи, философия подлинной и фальшивой красоты, тема истинного предназначения художника. Благодаря этому фильму началось многолетнее творческое сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис (они снялись вместе в 16 фильмах).

Притягательность Раджа Капура усиливалась и его внесценическим образом – той невероятной самозабвенностью, с которой он прожил всю жизнь. Взять, к примеру, его бурный роман с Наргис, который лег в основу народной легенды…

Их первая встреча произошла в 1945 году в Бомбее. Вот как это было. Прекрасным солнечным утром Радж подошел к дому актрисы Джадданбай, с которой по поручению отца должен был переговорить по поводу одного театрального проекта. И тут на пороге появилась девушка изумительной красоты – молодая, лет шестнадцати. Радж застыл  в потрясении, мгновенно позабыв о цели своего визита. А это была дочь Джадданбай – Наргис. Позже Радж скажет: «Наша встреча должна была неминуемо произойти».

Двадцатитрехлетний актер, стремившийся стать продюсером, в то время только что создал свою студию «Радж Капур филмз» и готовился к постановке «Пламени». Он тут же бросился к сценаристу Индеру Раджу Ананду и заявил: «Наргис должна сниматься в этом фильме».

«Пламя» положило начало одному из самых пленительных дуэтов, которые когда-либо существовали в мире кино. На экране Радж и Наргис озаряли мир ослепительным светом.

Несмотря на скромный успех первого фильма, Радж Капур приступил к созданию крупномасштабной картины «Сезон дождей», с которой началась его неувядающая режиссёрская слава. К этому времени он был самым молодым режиссёром в Индии и, возможно, во всем мире. Успеху фильма «Сезон дождей» способствовало сотрудничество молодого режиссёра-энтузиаста с целой капеллой талантливых, творческих людей, заложившее начало формированию «команды Капура». Особенности индийского мировосприятия и культурная традиция требовали особого внимания к музыкальному ряду картины. Сотрудничество с лучшими композиторами и собственная музыкальная одаренность Капура отныне и навсегда сделали исключительно качественную музыку фирменной стороной фильмов, выходивших под флагом «Р. К. филмз».

Саундтрек фильма «Сезон дождей», созданный новым композиторским дуэтом Шанкар - Джайкишан, остается одним из лучших в истории индийского кино. В том же году индийские кинозрители смогли насладиться и блистательным выступлением актёрского трио Радж Капур - Наргис - Дилип Кумар (единственный общий фильм двух легендарных актёров) в фильме Мехбуба Хана «Репутация».

Один из кадров с Раджем и Наргис даже лег в основу символической эмблемы (логотипа) «Р. К. Филмз», изображающей Художника и его Музу. В одной руке Художник держит скрипку, другой обнимает красиво изогнувшуюся девушку. В несколько видоизмененном виде этот логотип сохранялся в течение десятилетий во всех фильмах студии, в том числе в тех, которые были созданы сыновьями Раджа Капура после смерти отца. Прекрасная музыка, напряжённый сюжет, исключительный, экспрессионистский визуальный ряд и харизматичные молодые герои принесли фильму оглушительный успех.

Пятидесятые годы ХХ века раздвинули границы капуровской славы и окружили его любовью зрителей. Как актёр, в это десятилетие он неизменно входил в тройку лучших, составляя, вместе с Дилипом Кумаром и Девом Анандом, знаменитый актёрский «триумвират» Бомбейской киноиндустрии. Несмотря на режиссёрское призвание и успех, он по-прежнему много снимался, в том числе для того, чтобы иметь средства для создания собственных фильмов. Это обстоятельство не должно умалять того факта, что он был выдающимся актёром, способным быть искренним, естественным, подвижным и пластичным перед камерой, обладающим широким диапазоном выразительных средств, от гротеска и клоунады до умения передавать тончайшие эмоциональные нюансы одними глазами или улыбкой. Однако, за несколькими важными исключениями «Бодрствуйте!» (1956), «И снова будет утро»(1958), «Простофиля» (1959), «Третья клятва» (1966) лучшие роли сыграны им в фильмах Раджа Капура-режиссёра. Это относится, прежде всего, к знаменитым фильмам «Бродяга» (1951, фильм был участником основной программы Каннского фестиваля 1953 года и получил приз фестиваля) и «Господин 420» (1955), в которых был создан классический образ обаятельного «бродяги» Раджа, или Раджу, человека из городских социальных низов, который проходит через невзгоды и испытания, но сохраняет «золотое сердце» и не теряет оптимизм ни при каких обстоятельствах. Этот навеянный Чарли Чаплином образ стал самой известной актёрской маской Раджа Капура. Последний раз Капур надел её в своем opus magnum - четырёхчасовом исповедальном фильме «Моё имя - Клоун» (1970), создание которого отняло у него около шести лет.

Многие фильмы «Р. К. филмз», такие как «Бродяга», «Чистильщики обуви», «Господин 420», «Бодрствуйте!» и «Страна, в которой течёт Ганг» (1960), отличаются повышенным вниманием к этической и социальной тематике, на них лежит печать эпохи нерувианского социализма. Многие из них отражают не только идеалистические взгляды молодого Капура, но и марксистские взгляды автора большинства сценариев - писателя Ходжи Ахмеда Аббаса.

Вместе с тем шестнадцать фильмов, в которых в течение 1947-1956 годов молодой Радж Капур сыграл вместе с Наргис, сделали их лучшей романтической парой индийского кино, равной которой по искре и искренности экранного присутствия с тех пор так и не появилось. Благодаря Наргис, даже прославленные «социальные» фильмы - «Бродяга» и «Господин 420» - смотрелись как романтические картины о великой любви, и любовь была в них тем якорем, который не давал потонуть молодому герою, и тем маяком, к свету которого он стремился в беспросветной тьме бедности и несчастья. Чистая, светлая любовь была философией и эпосом Капура и придавала его социальным фильмам индивидуальную, человечную окраску.

Яркое представление о романтической паре Раджа и Наргис дают популярные песни из их фильмов, в которых великолепно передаются разные эмоциональные оттенки любовных отношений: «Сезон дождей», «Бродяга», «Дыхание любви», «Тайком от всех» и многие другие, а также новаторская сцена сна героя из фильма «Бродяга». По-своему пророческой стала знаменитая песня Pyar Hua Iqrar Hua («Господин 420»), или «Песня под зонтом», в которой счастливые влюбленные поют о тех временах, когда их уже не будет, но останутся их «потомки» (Радж Капур называл Наргис «матерью своих фильмов», а будущие поколения будут петь их любовные песни. «Она значила для меня неизмеримо много, - признавался Радж Капур много лет спустя. – Она была подлинной вдохновительницей моих фильмов».

В 1957 году этому необыкновенному союзу суждено было распасться: Наргис начала сниматься в масштабном фильме Мехбуба Кхана «Мать Индия», который стал вершиной её карьеры, а вслед за этим она вышла замуж и навсегда распрощалась со светом юпитеров, оставив мир кино.

После расставания с Наргис Капур взял вынужденную творческую паузу и в течение восьми лет не занимался режиссурой. Тем не менее, он много снимался: на разных студиях, с разными партнёршами, у разных режиссёров, в фильмах различных жанров, имевших переменный успех у публики и критиков. Так, с актрисой трагического плана Миной Кумари он снялся в трагедии «Шарда» (1957), а затем в социальной драме «Четыре сердца, четыре дороги» (1959), с Малой Синха - в мелодрамах «Воспитание» (1958) и «Игры судьбы» (1959), с прославленной Мадхубалой, с которой вместе он когда-то дебютировал в картине 1947 года Neel Kamal, - в ярком масала-фильме «Два хозяина» (1959). В этих картинах его актёрский потенциал и харизма использовались не в полной мере, хотя ни одну из ролей нельзя назвать провальной, класс оставался классом. Однако к этому периоду относятся два фильма, входящих в «золотую десятку» капуровских актёрских работ: «И снова будет утро» (1958) и «Простофиля» (1959). Сюжет первого из этих фильмов вторит «Преступлению и наказанию» Достоевского, так как его герой, обыкновенный молодой человек из городских низов, образованный, но бедный и не имеющий особых надежд на будущее, почти случайно становится убийцей. Фильм исследует психологию героя, которого преследует не только полиция, но и собственная совесть. Роли такой психологической глубины Раджу Капуру не приходилось играть прежде, и он справился с нею исключительно хорошо. Серьёзности фильма соответствовали и тексты песен, автором которых был выдающийся поэт Сахир Лудхианви. Достойной партнёршей Капура была в этом фильме Мала Синха. Во втором из названных фильмов «Простофиля» - Капур играл реинкарнацию своего почти фольклорного «бродяги» - простака с пустыми карманами и золотым сердцем, который влюбляется в богатую девушку (Нутан), не подозревая о том, что она богата; особый шарм фильму придавала трогательная линия взаимоотношений Раджа с его названой матерью в исполнении Лалиты Павар. Фильм имел большой кассовый успех и был отмечен наградами. Успешный дуэт с Нутан был продолжен в ряде других картин («Мошенник» 1960; «Свадьба моей любимой»1963.

В 1960 году киностудия «Р. К. Филмз», наконец, выпустила мощный полноценный фильм: ленту «Страна, в которой течёт Ганг», поднимающую сложную патриотическую тему. Радж Капур выступил на этой картине продюсером и исполнителем главной роли, а режиссёром фильма в титрах назван постоянный оператор Капура Радху Кармакар. Каким было реальное участие Капура в постановке фильма, сказать трудно (это относится и к ряду других картин «Р. К. Филмз», в которых Капур был продюсером, но не режиссёром), однако совершенно очевидно, что на фильме лежит печать его персонального стиля. Фильм является своеобразным мостом между «винтажными» фильмами Капура сороковых и пятидесятых годов и широкомасштабными полотнами шестидесятых-восьмидесятых. Простаку-Раджу, герою этой истории, приходится решать уже не столько личные проблемы, сколько проблемы целого «народа» (народом в данном случае выступает племя разбойников, в плен к которым попадает герой), и он успешно справляется с этой задачей. Героиню этого фильма играла актриса южной школы, высокопрофессиональная танцовщица Падмини, темпераментный и чувственный образ которой резко контрастировал с элегантной утонченностью Наргис.

Следующий фильм Капура  - «Сангам» 1964 - был знаковым во многом. Это был первый цветной фильм сорокалетнего режиссёра, и неслучайно его цветовое решение продумано до мелочей. Но не только это сыграло роль в том, что фильм не сходил с экранов кинотеатров целый год и побил все кассовые рекорды. На этом фильме Капур впервые отошёл от социальных проблем и сосредоточился на делах семейных; драма троих друзей, связанных и измученных любовью, страстью, ревностью, дружбой и взаимной преданностью, оказалась, по большому счету, очень правдивой и «жизненной». Эмоционально насыщенная мелодрама, украшенная прекрасной музыкой и визуальным пиршеством - роскошными съёмками в Европе, оборачивается к концу реальной трагедией тотального непонимания и одиночества. Радж Капур играет в нём очень неоднозначную роль хорошего и искреннего человека, терзаемого внутренними демонами. Вполне достойной партнёршей Капура в фильме «Сангам» стала актриса южной танцевальной школы - Виджаянтимала, которая под чутким руководством Капура смогла «выдать» по-настоящему драматическое исполнение сложной роли.

После огромного успеха «Сангама» Радж Капур сосредоточился на работе над фильмом, который называют его magnum opus - главным творением его жизни. Речь идет об отнявшей шесть лет жизни, много сил и нервов четырёхчасовой картине «Моё имя Клоун», состоящей из трёх частей с тремя разными героинями. Пока шла работа над фильмом, Радж Капур продолжал сниматься в кино. Такова специфика Болливуда: гениальный режиссёр с мировым именем был вынужден зарабатывать деньги на собственный фильм, как актёр, занятый на съемочных площадках других режиссёров (в работу которых он никаким образом не вмешивался). Чаще всего эти режиссёры эксплуатировали давно найденный образ «милого простофили», который к середине шестидесятых перестал удовлетворять зрителя, переключившегося на новых героев — более успешных и менее рефлектирующих. Из этих цветных и ярких картин («Преступление и…», «Вокруг света» можно выделить фильм «Продавец мечты» (1967), во-первых, потому, что в нём Радж Капур (которому к тому времени было уже слегка за сорок) сыграл в паре с будущей мегазвездой семидесятых, юной Хемой Малини, положив начало её карьере в кино, в, во-вторых, потому, что Радж Капур сменил образ простофили на образ волшебника - гораздо более соответствовавший ему «по жизни».

В это же время, в 1966 году, Радж снялся в фильме «Третья клятва», продюсером которого выступил его друг и соратник, поэт Шайлендра. Этот фильм занимает совершенно особое место в актёрском послужном списке Капура, который снимался в нём без гонорара — из дружеских чувств к Шайлендре и ради достижения высокой художественной цели. И это ему удалось: фильм, поставленный бенгальским режиссёром Басу Бхаттачария по рассказу индийского писателя (хинди) Пханишварнатха Рену, называют «поэмой на целлулоиде» - такова его поэтическая и лирическая сила. Действие фильма происходит в Бихаре в начале ХХ века. Радж Капур играет не слишком молодого деревенского жителя, погонщика волов Хирамана, которого судьба сводит с красивой, образованной городской женщиной — танцовщицей Хирабаи (Вахида Рехман). Дружба и любовь между двумя этим непохожими людьми, которые внезапно стали друг другу роднее всех родных, показаны в этом фильме настолько тонко и необычно, что фильм справедливо заслужил национальные награды и был представлен на международных фестивалях, а игра Капура в нём признана одной из самых сияющих вершин его актёрской биографии. В этом фильме, как и в более ранних картинах «Бодрствуйте!» и «И снова будет утро», Радж Капур в очередной раз показал всю мощь своего актёрского дарования за рамками привычных для широкого зрителя образов.

В центре повествования фильма «Моё имя Клоун» (1970) - одинокий человек, клоун Раджу, который на наших глазах проходит путь от отрочества до старости, многое теряя и мало что приобретая на этом пути. Лозунгом его жизни постепенно становится магическое заклинание «Представление должно продолжаться» - которому он следует с маниакальным упорством, несмотря на все страшные удары судьбы. Клоун считает своим долгом и счастьем возможность смешить людей и приносить им ощущение полноты существования, и делает это за счёт внутренних резервов добра и человечности, которые кажутся неисчерпаемыми. В первой части (новелле) подросток Раджу (первая роль Риши Капура, сына режиссёра) влюбляется в учительницу (Сими Гаревал), которая выходит замуж. Необыкновенно красивая по картинке, почти мистическая, окрашенная в ностальгические тона поисков утраченного времени, эта часть отличается вместе с тем смелым изображением пубертатной чувственности. Влюбленность в учительницу, конечно, обречена с самого начала, и, очевидно, с самого начала обречена влюбленность циркового клоуна Раджа из второй новеллы, который влюбляется не в кого-нибудь, а в советскую гимнастку Марину (в этой роли выступила балерина Большого театра Ксения Рябинкина), похожую на небесную фею. Тем не менее, зрителя не покидает странное чувство «а вдруг Чапаев выплывет?» до самого конца второй части, когда Радж провожает безнадежным взглядом улетающий вдаль самолёт с русской девушкой. Мотив безнадежной любви к идеалу внезапно сменяется более приземленным чувством к земной девушке Мине (Падмини), которая поначалу становится его товарищем и делит с ним невзгоды и радости, а затем, поднявшись за счёт тех самых резервов человечности, которые в нём неисчерпаемы, предает его при первом удобном случае. Все три новеллы обрамлены Прологом и Эпилогом, в котором старый и седой Клоун встречается со всеми своими пассиями (пригласив их на своё последнее представление в цирк) и поет им необыкновенно трогательную песню о жизни и смерти, отчаянии и долге. Сложно задуманная, мощно исполненная, но перенасыщенная (по меркам индийского кино, разумеется) саморефлексией картина не была принята массовым зрителем, так как не соответствовала шаблонам «семейного» кино, романтической комедии или мелодрамы. Её драматическая и даже трагическая сила оказалась не по плечу индийскому зрителю, в результате чего фильм с треском провалился в прокате, поставив Раджа Капура на грань банкротства и нанеся ему серьёзную душевную травму.

Финансовые потери были компенсированы достаточно скоро благодаря оглушительному успеху следующей режиссёрской работы Капура - подросткового романса о влюбленных - «Бобби» (1973), хотя душевная рана лишь затянулась и мучила Капура до конца его дней. В наши дни фильм «Моё имя Клоун», явно опередивший своё время, пользуется большой популярностью и наибольшей известностью среди всех творений режиссёра, уступая, может быть, лишь «Бродяге». В успехе картины «Бобби», автором сценария которой выступил старый товарищ режиссёра писатель Ходжа Ахмад Аббас, а в возрастных ролях отцов, выступающих против брака молодых людей, разделённых социальным положением и принадлежностью к разным религиозным общинам, снялись друзья режиссёра Пран и Премнатх, решающую роль сыграли «свежесть» красивой юной пары Риши Капур - Димпл Кападия, смелые решения мизансцен, энергичная музыка. Фильм стал законодателем молодёжной моды, а также моды на подростковую тематику в болливудском кино. «Бобби» безусловно, понравился зрителям, но не понравился критикам, увидевшим в нём чисто развлекательный «болливудский» фильм, без особой социальной подоплёки и философской нагрузки. Радж Капур выдержал критику весьма достойно и начал готовиться к осуществлению другого давнего замысла (перекликающегося с самым первым фильмом режиссёра, «Пламя») - философской картине «Истина, любовь и красота» (1978). Эта картина отражает новые размышления автора по поводу старой темы противостояния внутренней и внешней красоты, начатой первым фильмом Капура тридцать лет назад. Новаторская по форме, глубокая по содержанию, яркая и запоминающаяся «психоделическая» картина не выдержала испытания привередливой зрительской аудиторией своего времени, так как, очевидно, намного это время опережала. Зрителю не понравились слишком откровенные эротические мотивы и образы (особенно образ главной героини в исполнении Зинат Аман, для которой роль Рупы стала лучшей в карьере), заслонившие собой как интересные мысли и образы, так и мощный, предполагающий финал. Этот провалившийся в прокате экстраординарный фильм, как и другие фильмы Капура, теперь признан классикой индийского кино.

Капур не был бы Капуром, если бы не боролся до конца. Два его следующих фильма, «Любовный недуг» (1982) и «Ганг, твои воды замутились» (1985), стали блокбастерами и лидерами проката. Как и все прочие фильмы Капура, они касались сложных тем и имели непростое художественное решение (хотя и не такое сложное, как в картинах «Моё имя Клоун» и «Истина любовь и красота»). Первый из них был посвящён теме повторного брака вдовы (традиционно запрещенного в индуизме), то есть, по сути, боролся с косностью бесчеловечных традиций. Второй фильм рассказывал о судьбе горской девушки Ганги, чья судьба была искалечена злым и беспощадным миром, что аллегорически перекликалось с «судьбой» реальной Ганги - великой реки Ганг - чистой в горах и невероятно грязной в нижнем течении. Как и в двух предыдущих фильмах Капура (то есть во всех его картинах после «Клоуна», где он выступал уже только как режиссёр), главными в этих картинах являются женские образы, сыгранные молодыми актрисами Падмини Колхапуре  и Мандакини соответственно. Интересно также отметить, что все главные мужские роли в этих фильмах сыграны родственниками режиссёра - его сыном Риши («Бобби» и «Любовный недуг»), братом Шаши («Истина, любовь и красота») и сыном Радживом («Ганг, твои воды замутились»)

Последним - и, к сожалению, незаконченным - фильмом великого индийского режиссёра стала «Хенна» - история пакистанской девушки-мусульманки (Зеба Бахтияр), полюбившей спасенного ею индуса «с того берега» (Риши Капур). Как и многие ранние фильмы Капура, этот фильм снимался по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Считается, что этой картиной Капур хотел не только сказать веское слово в защиту культурно-исторического единства Индийского субконтинента, объединяющего нынешние Пакистан, Индию и Бангладеш, но и вспомнить свою малую родину, Пешавар, ныне находящуюся на территории Пакистана.

Радж Капур — один из самых популярных актёров за всю историю кино. Он получил признание как критиков, так и простых людей. Но если критики, историки кино и искусствоведы больше интересуются режиссёрскими работами Капура, то «простые люди» помнят и любят его прежде всего как актёра, причём зачастую как актёра одного образа - образа «Бродяги». Именно с образом «Бродяги» ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов. На родине, в Индии, Радж был и остается культовой фигурой, имеет невероятное число наград, признан «шоуменом тысячелетия» и почитается как один из «пионеров» и классиков индийского кино эпохи его Золотого Века. Наряду с такими актёрами, как Мэрилин Монро, Вивьен Ли, Джеймс Дин, и др., является поп-иконой своего времени. В пятидесятые годы в СССР, как и в некоторых странах Восточной Европы, в Китае и на Ближнем Востоке, Радж Капур, как и Наргис, обрел необыкновенную популярность. Всенародная любовь к Капуру обрела характер «капуромании». Широко известен случай, когда в Москве поклонники Капура пронесли его автомобиль на руках от кинотеатра до гостиницы. Его персональная известность способствовала чрезвычайному росту популярности индийского кино в СССР. На его фильмах были аншлаги, поклонники осаждали кинотеатры, на «Бродягу», а затем на «Господина 420» невозможно было достать билеты даже при повторных прокатах.

И вот что интересно, феноменальную популярность Раджу Капуру создали не средства массовой информации. Здесь причина иная. Этот человек был наделен особым, восточным обаянием, рождавшим желание поклоняться. Много лет назад, когда актриса Падмини приезжала в СССР, советские люди задавали ей один и тот же вопрос: «Вы знаете Раджа Капура?» Когда  первый космонавт Ю. А. Гагарин приехал в Бомбей, он приветствовал Раджа Капура словами: «Товарищ Бродяга». В Китае Мао Цзэдун спрашивал Притхвираджа Капура (отца Раджа, основателя первого профессионального театра на хинди): – «Как поживает ваш сын?». Иранцы называли его не иначе как достопочтенный Радж Капур и присвоили ему степень доктора наук, хотя актер не кончал никаких высших учебных заведений. А в Минском ботаническом саду был выведен специальный сорт сирени «Радж Капур».

Кроме 8 наград Filmfare Awards:за лучшую мужскую роль, режиссуру и за лучший фильм, Радж Капур был дважды удостоен национальной кинопремией (Индия) за лучшие фильмы на хинди в 1955 - «Господин 420» и  в 1960 - «В стране, где течёт Ганг». А также он был награжден 6 раз премией ассоциации бенгальских журналистов, государственными наградами: в 1971 - Падма Бхушан, в 1987 - Премия имени Дадасахеба Фальке. В 1957 году его удостоили Международной премией: Хрустальный глобус на кинофестивале в Карловых Варах за фильм «Бодрствуйте!»

Это было схоже с кадрами из какого-то фантасмагорического фильма самого Раджа Капура…  Выдающийся синима мастер узнает о присуждении ему долгожданной премии имени Дадасахеба Пхалке (создана в честь и память об основателе индийской кинематографии, является самой высокой кинонаградой в стране). Радость Капура безгранична. В день награждения, 2 мая 1988 года, он с утра испытывает некоторое недомогание. Когда его близкие высказали встревоженное беспокойство, стоит ли ему ехать на торжество, последнее слово осталось за Раджем. Он твердо решил, что поедет: не каждый же день выпадает столь великая честь.

…С сияющей улыбкой на лице вошел в зал Сари Форт. В знак особого уважения к артисту и режиссеру тогдашний президент Индии Р. Ванкатараман спустился с трибуны, чтобы лично вручить Капуру награду. Раздается шквал аплодисментов. Но минуту спустя Радж теряет сознание и падает в проходе: тяжелейший приступ астмы…С этой минуты началась тяжелая, долгая борьба врачей за его жизнь, но увы, безуспешная…

С первого самостоятельного фильма «Пламя» и до последней, незаконченной ленты «Ханна» Радж Капур жил напряженной, сложной творческой жизнью, которая не укладывается в стандартные рамки. Как истинный великий художник, Радж Капур умер, продолжая работать. Его творческий потенциал далеко не был исчерпан. Смерть Капура 2 июня               1988 года была воспринята в Индии как национальная трагедия.

Скажем несколько слов о потомках великого актера и режиссера. Радж Капур, наряду со своими братьями Шаши и Шамми, представлял собой второе поколение актёрской династии Капур. Трое его сыновей (Рандхир, Риши, Раджив) также стали актёрами. Наибольший успех выпал на долю среднего из братьев - Риши Капура, блиставшего в романтических ролях, а ныне знаменитого характерными ролями.

Правнучками основателя династии Капуров - Притхвираджа Капура (1906 - 1972) и внучками Раджа Капура являются современные индийские киноактрисы Каришма и Карина Капур, дочери Рандхира Капура. С 2008 года свой путь в индустрии кино начал сын Риши Капура - Ранбир Капур. Его актёрский послужной список насчитывает два десятка фильмов. Отмеченное критиками и зрителями великолепное исполнение главных ролей в фильмах «Рокзвезда» (2011) и «Барфи» (2012) является признаком того, что Ранбир Капур будет следующей суперзвездой Болливуда. Другой внук Раджа Капура - Никхил Нанда - индустриалист, руководитель крупной промышленной компании в Дели. Он женат на дочери актёра Амитабха Баччана. Один из младших внуков Раджа Капура, Арман Джайн, дебютировал в кино, и за сыгранную роль получил благосклонную критику.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк