Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ВЕЛИКИЙ СЫН ТУРАНА


23 сентября 2016, 09:33 | 865 просмотров



Бог не на небе – он в тебе!

Ходжа Ахмет Ясави

Память о великих людях была и есть одной из актуальных тем воспитания патриотизма, она всегда должна быть нетленна. Именно поэтому  время от времени мы вспоминаем о «вершителях истории», ведь их именами названы улицы, учебные заведения, парки, корабли, спортивные сооружения, в их честь воздвигнуты величественные памятники и монументы, и спустя, столько времени они все равно в истории нашей страны, региона, города…

 Наряду с тем, что 2016 год объявлен ЮНЕСКО юбилейным годом Аристотеля, а также - годом Шота Руставели, Имадеддина Насими и Моллы Панаха Вагифа – выдающихся представителей азербайджанской классической литературы.

Кроме того, согласно решению ЮНЕСКО, текущий год посвящен признанному тюркскому мыслителю и поэту, автору знаменитого произведения «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»), основателю тариката Ясавия Ходжа Ахмету Ясави.

По всему миру организованы различные мероприятия, соответствующие тематике года. Ученые из разных стран принимают участие в конференциях, посвященных исследованию жизни и деятельности выдающегося просветителя.

В одном из выступлений Глава государства, Лидер нации Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что именно через учение основателя поэзии суфизма и великого мыслителя Востока Ясави ислам стал духовным ориентиром жизни казахов, одним из истоков образования Казахского ханства. Когда вспоминаем имя Ясави, на память приходит город Туркестан, который на протяжении трех веков являлся столицей Казахского государства.

До X века Туркестан был известен как Шавгар, потом еще 500 лет имено­вался как Ясы, а в конце ХV века, став столицей Казахского ханства, получил свое нынешнее название. Мусульмане называют Туркестан Малой Меккой. И не случайно, ибо здесь в XII веке жил, творил и проповедовал святой суфийский шейх Ходжа Ахмет Ясави (по другим источникам Ходжа Ахмед Яссауи Хазрет Султан, Яссави, Йассауи, Ясеви), чей поэтический диван «Хикмат» («Сокровище») широко известен и почитаем в странах Востока. С давних времен принято считать, что троекратное посещение мавзолея Ясави в Туркестане приравнивается одному хаджу в Мекку.

Стоит отметить, что биографические сведения об Ахмете Ясави отрывочны. Известна лишь точная дата его смерти – 1166 год. К сожалению, о Ясави, как о личности, до нас дошли весьма скудные све­дения. Вся его жизнь окутана множеством тайн, преданий и легенд.

Как известно, величие человека определяется не размерами его богатства и не властными полномочиями. Увы, как раз это изменчиво, как людские судьбы. Все подвластно времени, но время не властвует над памятью, а тем более над мыслями, что запечатлены на бумажных листах. До нас дошли стихи Ходжи Ахмета Ясави, суфистского поэта-мистика, жившего ни много ни мало, а в XI веке. Выходит, что поэт Ясави пережил время.

Из его главного труда «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»), а также из «Насабнама» («Родословная»), написанная его отцом, мы узнаем, что шейх суфиз­ма рано остался сиротой, прошел традиционный путь суфия: от странствий и паломничества до обучения в ведущих центрах ислама, через поиск духовного наставника и совершение хаджа в Мекку и возврат на свою Родину.

Он родился в конце XI века в г. Испиджаб (ныне г. Сайрам) в семье  шейха Ибрагима,  сына Махмеда, сына Ифтихара. Будучи ребенком, Ясави  рос очень внимательным и чутким, имел тяготение к постижению наук, и легко усваивал познания. Это и заставило его родителей отдать мальчика в ученики к ме­стному тюркскому шейху Арслан - Бабу (по другим источникам Баб-Арслану, Арыстан-бабу). Существует очень красивая легенда, как юный Ахмет стал учеником у патриарха суфиев.

...Перед  самой  смертью пророк Мухаммед, собрав народ, вопрошал: «Я уми­раю, кто может принять мой аманат - символ ислама - и продолжит мои идеи?!»

Из толпы пришедших отозвался некий человек по имени Арслан-Баб, якобы проживший на белом свете уже 300 лет и познавший тонкости 33-х ре­лигий мира, но ныне ставший приверженцем ислама. Ему и передал Мухаммед аманат, заключенный в косточке хурмы. И вот спустя еще 500 лет, проезжая по степи, Арслан-Баб повстречал в пути мальчика, который назвался Ахметом и обратился к старцу со словами: «Аксакал, отдайте, пожалуйста, мой аманат...». Потрясенный столь провидческими способностями ребенка, Арслан-Баб тут же исполнил веление неба.

По свидетельствам некоторых источников, Ясави с детства прояв­лял сверхъестественные качества, которые с годами лишь укреплялись и способствовали тому, что юноша приобщался к божественному знанию. Зато сам Арслан-Баб сыграл большую роль в процессе становления святого, помогая успешному прохождению им тариката. Поучения и наставления учителя подвигли Ясави стать дервишем, проповедником суфизма, основателем аскетического братства ясавийя, поэтом, творящим на языке доступном простому народу. Это по совету учителя Ахмет Ясави отправился в Бухару, в этот религиозно-духовный центр Средней Азии, где прошел полный курс суфия - религиозно-нравственного самосовершенствования под контролем знаменито­го шейха того времени Ходжи Юсуфа аль Хамадани.

В Бухаре Ясави получил гершад - право самому поучать суфийскому пути познания истины - тарикату. Вместе с наставником он направляется в свой первый хадж в Мекку. Слава его растет. Его имя становится все более известным во всем мусульманском мире, а стихи - народными. Пламенные проповеди привлекают массы паломников.

После смерти учителя Юсуфа Замадани, Ходжа Ахмет Ясави, возвращается вначале в Бухару, где возглавляет суфийскую общину, а затем переезжает в Ясы. Теперь он стал проповедовать в родных краях, а затем и основал свою суфийскую общину, ставшую самой популярной общиной Центральной Азии под назва­нием «ясавийя». Жизнь в согласии со своей совестью является фундаментальной истиной суфизма Ясави, с которой он после стольких лет размышлений пришел в Степь. И простой народ - казахи - при­нял такой ислам, назвав эту религию «своей».

Непреложной заповедью ордена «ясавийя» являлся труд. Еще один принцип суфизма – аскетизм. Этот принцип гораздо труднее принять всем людям. Мудрец Средневековья говорил: «Возьми от Бога только то, что тебе крайне нужно. Разве это не высочайшее проявление любви к Богу, и путь спасения себя в Боге и Бога в себе для нас будет открыт».

Сам шейх Ахмет Ясави жил простой жизнью в окружении своей семьи, трудился наравне с ремесленниками. Примером личной жизни он призывал людей следовать законам добра и любви, учил презирать стяжатель­ство и алчность.

Да, его проповеди не всегда приходились по душе, тем, кто укрывался за высокими дувалами, кто прятался за стенами дворцов, утопавших в роскоши. Поэтому, одни его высмеивали, другие гнали прочь из дома, третьи назы­вали полоумным, но он был упорен в своих убеждениях. И все же его слова прорастали добрыми всходами в душах. Простые люди быстрее и острее прочитывали очевидную правду. Так случилось, что достигнув возраста 63 лет, Ясави в знак траура по умершему в возрасте 63 лет пророку Мухаммеду, которого почитал как своего главного учителя, поселился в подземной келье около мечети. Он не видел солнца и в таких условиях провел остаток жизни, который длился еще 63 года. Вблизи подземелья жила не только вся семья Ясави, но и его многочисленные ученики, внимавшие наставлениям и поучениям мудреца.

Ходжа Ахмет Ясави, постигнув суть земной жизни, обратился к поэзии, доверяя бумаге сокровенные мысли, зарифмованные в строки, вошедшие в миро­вую сокровищницу литературы.  Идеи проповедника, призывы великого поэта здесь, в Туркестане, получи­ли понимание и поддержку. Но едва ли не са­мая главная заслуга Ахмета Ясави заключается в том, что он во времена господства арабского языка и фарси, создавал произведения богословского толка и литературные на родном тюркском языке, на огузко-кипчакском диалекте, введя его в литературный обиход. Аскетическую жизнь поэт рассматривает как путь к нравственному совершенству, умело приспосабливая свое учение к народным традициям кочевников, гибко сочетая каноны ислама с пантеизмом восточно-суфийских учений, с элементами шаманистских воззрений местных племен тюрков. Все творчество Ясави имело большое влияние на развитие духовной культуры древних тюрков в XII веке. Это он приобщил к мусульманству потомков великих народов древности - саков, гуннов, тюрков, причем на их же родном языке, через свои хикметы. Это он развил и духовно обогатил тюркскую культуру и литературу. Это он заставил говорить свещенный Коран на тюркском языком поэзии, адаптируя религиозные нормы к местным кочевым тра­дициям и обычаям.

В своих странствиях великий  суфий Ясави обошел весь мусульманский Восток, однако основную часть жизни он прожил в Туркестане, где стал почитаться как святой. Ходжа Ахмет считается вторым после Мухаммеда святым, а город Туркестан - Малой Меккой. Отсюда объяснение распространенной среди народа поговорки: «В Мекке - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмет». Легенда рассказывает, что около 10 лет Ходжа Ахмет Ясави провел в непрерывной медитации, находясь без дневного света в подземной обители (хильвет), пока однажды, во вспышке ослепительного света, душа его не изведала блаженство полного просветления. Последователи су­физма допускают возможность непосредственного духовного общения с Богом. Оно возможно через самоотречение, отказ от земных благ, внутреннее озарение, ниспосланных человеку, идущему к Богу с любовью в сердце.

Вот некоторые постулаты Ясави:

Все человечество равно перед Всевышним.

Любить Всевышнего, значит любить человека и быть вознагражденным за это милостью Всевышнего.

Ha добро ответь добром, а зло прими с терпимостью.

Цени равенство между мужчинами и женщинами.

Велико значение знания в развитии человечества.

Отучая от лени, приучай каждого человека к честному труду.

Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и отреставрировано). О мотивации такого образа жизни Ясави говорит следующее: «Достиг я возраста Пророка, 63-х лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного Пророку».

По некоторым данным, он прожил 73 года, по другим данным - до 85 лет. Пророк Ахмет Ясави завершил свой земной путь в своем подземном прибежище.  Его тело погребли неподалеку как национального святого.

К его могиле стали стекаться тысячи паломников. Сооруженный мавзолей над могилой шейха первоначально был весьма скромным, и время безжалостно разрушало кирпич-сы­рец. Но паломники и местные жители приносили и приносили добровольные пожертвования в усыпальницу Ясави. Одно из преданий гласит: в мавзолее долгое время хранился шар, наполненный драгоценностями. Они предназначались для ремонтных работ, необходимых для поддержания здания от разрушений.

Алчные правители нападали на Туркестан с целью грабежа мавзолея Ясави. Одним из многих был золотоордынский хан Тохтамьш.

Железный Хромец - эмир Тимур - сокрушил Золотую Орду, заставил Тохтамыша бесславно бежать, спасая собственную жизнь. Во славу этой победы, восхищенный глубиной ума поэта и подвигом его жизни, эмир Тимур собственными руками начертил проект мечети Ясави. Новый мавзолей Ахмета Яса­ви был воздвигнут 233 года, спустя после его смерти по велению Железного Хромца. И это было одно из красивейших творений рук средневековых мастеров.

Новый мавзолей-мечеть – гигантское сооружение по своим размерам. Отдавая повеление о возведении грандиозного мемориального комплекса в честь почитаемого святого, жестокий завоеватель Тимур сам приблизился к святости Ясави. Гуманнейший мусульманский пророк и грозный полководец - два совершенно противоположных по нравственным оценкам человека - навсегда соединены в нашем сознании через красоту и грандиозность памятника, которому шесть веков, вызывая восторг и восхищение творением рук средневековых мастеров.

И каждый, кто всматривается в купол, возвышающийся на высоте 39 метров, и кто прикасается к стенам мечети, становится чище, в сердце у каждого теплится огонек надежды. Мечеть – это сооружение, возводимое тем, кто сумел вызвать людское восхищение. А как не восхищаться Ходжой Ахметом Ясави. Много веков назад холодной осенней порой, простудившись, умерла по дороге к своему возлюбленному дочь поэта-суфиста Айша. Над её могилой тоже возведен мавзолей, который и сегодня вызывает восторг у людей, что приходят поклонится праху достойных из людей. Святые предки нужны живым, чтобы их жизнь не превращалась с сумрачные будни. Вот почему каждый прикаснувшийся к стенам святого места мечети Ходжа Ахмета  Ясави, очеловечивается многократно.

Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави - живой символ духовности и истории. Сегодня он предстает в ряду великих памятников человечества во всем своем великолепии, ибо он есть последнее пристанище великого гуманиста и мыс­лителя прошлого, предка и духовного отца тюркских народов. Шесть столетий мавзолей притягивает ученых своей уникальностью и таинственностью построения.

Ныне отреставрированный мавзолей – это уникальное прошлое Туркестана, современного города Казахстана, что живет так, будто великий старец каждое утро обходит его улицы и постукивает посохом в окна домов с напоминанием о том, к чему он призывал сограждан в своих проповедях много столетий назад. Хвала Всевышнему, что старые истины живы, их помнят и свято сохраняют одни поколения за другим. Ведь все лучшее в этом хрупком мире берет начало в добром отношении людей друг к другу, в почитании памяти предков, в бережном отношении к природе. Это он, Ходжа Ахмет Ясави открыл и оставил эти истины нам в надежде на то, что каждый из нас найдет дорогу к Храму.

Недавно в выходные дни сентября в Талдыкорганской областной универсальной библиотеке имени Сакена Сейфуллина прошел вечер памяти основателя поэзии суфизма, посвященный 850-летию со дня смерти мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави. Здесь же состоялся «Круглый стол» с участием ответственных работников управления по делам религий по теме «Кожа Ахмет Яссауи хикметтерi  - тарбиенiн кайнар козi».

Организаторы этого юбилейного мероприятия подготовили обширную книжную выставку под аншлагом «Яссауи – отаншыл, ойшыл, дiндар акын». А вот аудиторию, которую представляли студенты колледжа «Бiлiм» и учащиеся средней школы № 18, не оставили равнодушной показанный видеоролик о жизни и деятельности Ясави. Здесь же были прочтены волнующие строки из произведений поэта. Юные читатели, их преподаватели, а также представители государственных организаций имели возможность высказать свои суждения о творческом наследии  поэта, узнать подробности его биографии и духовном мире юбиляра. Невзирая на то, что Ходжа Ахмет Ясави был проповедником ислама, ныне живущее поколение должно знать его яркую жизненную историю, ибо мудрость не принадлежит ни народам, ни религиям, она принадлежит всему человечеству. И еще. Мудрость актуальна во все века, и через сотни лет после нас, афоризмы и цитаты из стихов Ахмета Ясави будут заставлять молодежь задумываться о смысле жизни и о том насколько правильно они живут.

Живое общение людей разных возрастов, можно с уверенностью сказать, намного приблизило понимание подрастающим поколением уникального наследия  Ходжи Ахмета Ясави, облагородило и обогатило  духовное  содержание каждой личности, принявшей участие еще в одном  не формальном мероприятии.

Не погрешим против истины, если повторимся, что величие человека определяется не размерами его богатства, не властными полномочиями. Всё это изменчиво, как людская судьба. Всё боится времени, и только время боится мыслей, написанных на бумаге. Эти слова великого суфистского поэта-мистика Ясави. Он не боялся времени и, поэтому время не тронуло его, ибо он переродился вновь мыслями, записанными на бумаге, тем самым подтвердив свое мудрое изречение. Сейчас нам не определить каково было его положение в обществе, ни размеры его богатства, и о его величии мы можем судить лишь по его мыслям. Ходжа Ахмет Ясави был действительно великим и мудрым человеком, раз он смог принести самосознание целому народу.

Автор:
Андрей Березин, писатель- краевед


Комментарии


Сортировать по времени по рейтингу

Показаны записи 1-3 из 3.

Гость_5953, 23 сентября 2016 в 11:14
+1

Андрей Андреевич! Большое спасибо Вам! Благодаря Вашим статьям четче понимаешь историю!

Гость_3307, 26 сентября 2016 в 22:56
+1

Как хорошо вы рассказываете о великих личностях в истории. Доступно, с привлечением большого числа свидетельств. Вы делаете большое и полезное дело. Ждем новых публикаций.

Андрей Березин, 27 сентября 2016 в 12:18
для Гость_3307
+1

Спасибо за внимательное прочтения. Желательно получать от Вас подсказки на новых будущих героев и публикации...


Контент устарел, комментирование закрыто