Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Всемирный день оказания первой медицинской помощи!


9 сентября 2016, 10:59 | 1 718 просмотров



Вопрос каждому читателю: что вы сделаете в первую очередь, если здоровью или жизни ваших родных и близких или даже чужих людей на улице или в общественном месте будет что-либо угрожать? Пожалуй, каждый из нас ответит: «Я вызову службу спасения и пока они приедут, буду стараться оказывать помощь самостоятельно». Выражение «вызову службу спасения» звучит для каждого современного человека настолько естественно, что мы и внимания на него не обратили. А знаете ли вы, что до 1881 года человечество и понятия не имело о службах подобного рода. Сегодня, к огромному счастью для нас, мы в любой экстренный момент можем обратиться к работникам этой благородной службы, а 10-го сентября этого года еще и можем смело поздравить некоторых из них со знаменательным событием - Всемирным днем оказания первой медицинской помощи (World First Aid Day)!

Кто же такие работники службы скорой и неотложной помощи? Если мы скажем, что это благородные супер - герои, спешащие на выручку любому нуждающемуся, на своей большой мигающей и звенящей машине, то это, будет хоть и схоже, но довольно, неестественно. На самом же деле работники данной службы – это обычные люди, которые, как и любой из нас подвержены опасностям и болезням, переживаниям и стрессам. Но если мы, столкнувшись с какой-либо чрезвычайной ситуацией, подвергаемся панике и еще долго не можем этого забыть, то работники экстренной медицинской службы - это именно те люди, которые в силу профессии должны сохранять спокойствие, холодный разум и в любых своих действиях должны поступать четко, профессионально и решительно».

История празднования Всемирного дня оказания первой медицинской помощи начинается с 2000 года. Инициаторами проведения такого мероприятия стали национальные организации, а именно члены Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Как принято в этот день в разных странах и различных медицинских учреждениях проводятся акции, консультации и мастер-классы о том, что нужно знать каждому взрослому человеку, чтобы при необходимости самостоятельно суметь оказать первую медицинскую помощь.

Впервые о необходимости создания службы оказания экстренной медицинской помощи задумался венский врач Ярвер Мунди, который после масштабного пожара в Венской опере в 1881 году, где количество пострадавших достигло 300 человек, обратился к меценату Гансу Вальчику с предложением о создании определенного общества врачей, которые бы поочередно дежурили на своих постах круглые сутки, и в нужные моменты прибывали на место происшествия максимально (по тем временам) экстренно. Наверняка сам Ярвер Мунди и понятия не имел о том, насколько замечательной оказалась его идея. Однако другие страны с радостью ее переняли. Несколькими годами позже такие же «станции» были открыты в Варшаве, Берлине, Киеве, Одессе и постепенно стали распространяться по всей Европе, а еще позднее открылись и на территории царской России. У каждой страны свои особенности и отдельная история становления скорой медицинской помощи.

Сегодня большое количество стран объединенных единым социалистическим прошлым строят систему здравоохранения по схожему принципу. И кардинально отличаются от большинства европейских стран, где система здравоохранения зиждется только на страховании.

Принцип работы службы скорой и неотложной медицинской помощи в таких странах как Франция, Германия, Великобритания и др., во многом схожи. Здесь есть как государственные службы скорой и неотложной медицинской помощи, так и частные. Государственная служба скорой помощи выезжает на вызов только в том случае, если болезнь 100% будет угрожать вашей жизни. Оказывать помощь на месте, как правило, не является основной функцией «европейских скорых», помощь оказывается пациенту в процессе перевозки его в ближайшее отделение срочного приема или в зависимости от сложности после доставления пострадавшего в больницу.

Удивительно, но, к примеру, в Германии одна организация занимается как услугами оказания срочной медицинской помощи, так и тушением пожаров. Ее общий номер вызова - 112. Уровень угрозы вашей жизни определяет диспетчер, с которым вам посчастливилось (или наоборот), поговорить. Но если вас не устраивает государственная служба скорой помощи, то вы можете вызвать на дом и частную. Они, как принято, приедут и скорее всего, проведут лечение на месте, а потом выпишут направление к врачу и чек, в котором будут стоять довольно не "маленькие" цифры.

Система службы скорой неотложной помощи стран, как мы их назвали, с социалистическим прошлым (к которым относится и Казахстан) напоминает европейские частные структуры, но только за лечение на дому и обслуживание вызовов любого формата, сотрудники нашей «скорой помощи» получают фиксированную заработную плату, которой, к слову, даже и не похвастаешь.

Если говорить непосредственно о службе скорой и неотложной помощи нашей страны, то ее активное развитие началось сравнительно недавно. Но надо признать, что именно эта сфера была выбрана приоритетной и стала развиваться стремительными темпами. Особенно это можно заметить, если наблюдать за ее развитием последние 10 лет.

В своем Послании народу Казахстана в 2007 году Глава нашего государства поставил огромный и первостепенный акцент на развитие служб оказывающих первичную медико-санитарную помощь и подчеркнул необходимость увеличения выделяемых средств для этой цели. Именно с этого момента и по сегодняшний день роль скорой медицинской помощи в системе отечественного здравоохранения неуклонно возрастает. Но несмотря на активное и стремительное развитие данной области здравоохранения, проблемы в ней к сожалению уменьшаются на много медленнее. К примеру, планы Министерства здравоохранения: разделить службу по предоставлению ПМСП между работниками скорой помощи и так называемыми семейными врачами или врачами общей практики, не исполнились по множеству причин, основной из которых стала труднодоступность вторых. Для любого человека намного легче вызвать скорую помощь на дом и быть госпитализированным, нежели в ухудшенном состоянии здоровья отстаивать в поликлиниках огромные очереди и бегать с этажа на этаж, с кабинета в кабинет, прежде чем ты получишь на руки бумажку, в котором ты увидишь большой список дорогостоящих лекарств. И не смотря на то, что государство, проявляя упорство, пытается заставить население самостоятельно следить за своим здоровьем и заранее обращаться в поликлиники, не доводя свое состояние здоровья до нужды в экстренной помощи, у наших граждан есть дела и поважнее. Именно поэтому значимость службы скорой помощи обусловлена достаточно высоким уровнем обращаемости населения. И зачастую бригадам одной станции приходится обслуживать население количеством больше положенного. И включать в зону обслуживания так скажем отдаленные территории.

Для того чтобы хоть немного сбалансировать нагрузку на службу СМП в нашей стране были организованы трассовые медико-спасательные пункты, которые взяли на себя обязанность проводить спасательные работы и оказывать скорую медицинскую помощь пострадавшим в ДТП.

По данным 2015 года скорая медицинская помощь по стране оказывается 4216 выездными бригадами. Ежегодно улучшается материально-техническая база, начиная со зданий, в которых организовываются станции, автомобилей для бригад и заканчивая полным оснащением медикаментами. В общем, говоря в этом плане жалоб со стороны работников скорой помощи нет. Если признаться, то от них вообще довольно редко можно услышать жалобы, то ли по причине постоянной занятости, то ли по причине того, что все обычно жалуются им, то ли потому, что именно сотрудники этой службы привыкли несмотря на сложности и неудобства, риски и опасности, помогать людям ничего не требуя от них взамен. Однако не смотря на проявляемое уже работающими в «скорой» сотрудниками терпение, молодые специалисты отнюдь не горят желанием посвятить свою жизнь службе 103, а это тянет за собой проблему дефицита кадров в данной области.

Но дабы не думать негативно будем надеяться, что все существующие проблемы решит новая организованная в августе месяце Ассоциация скорой медицинской помощи Республики Казахстан, членами которой стали медицинские организации скорой медицинской помощи во главе с Республиканским центром санитарной авиации.

Как передает www.kazinform.kz: «Деятельность Ассоциации будет направлена на интеграцию и развитие приоритетных направлений этой службы в республике, оптимизацию нормативной правовой базы в области оказания скорой и неотложной медицинской помощи и выработку рекомендаций по улучшению качества».

А пока для того, чтобы перестать осуждать и научится хоть немного ценить старания медицинских работников скорой помощи, давайте просто на несколько минут представим, что в нашем современном, быстротечном, высокотехнологичном мире, где человек привык к огромному количеству благ и удобств, во всех сферах своей жизнедеятельности, где в огромных мегаполисах и городах ежеминутно происходят чрезвычайные происшествия и огромное количество людей нуждается в помощи попросту не будет номера 103! Некуда звонить! Нет врачей и фельдшеров, с их цветными чемоданчиками, нет звенящих и мигающих, оборудованных машин! Что же тогда будет делать каждый из нас? Сегодня зачастую можно услышать осуждения в адрес тех, кто вызвался работать в службе скорой помощи: "Долго ехали!", "Не так обслужили", "Не компетентны" и так далее. И в большинстве своем эти обвинения не справедливы и вызваны лишь тем, что людям, пожалуй, никогда и ничем не угодишь? Однако есть на свете такой фактор, который заставляет нас ценить даже самую незначительную помощь. Этот фактор ничто иное, как грань! Грань между жизнью и смертью, грань, которую работники скорой помощи видят практический каждый день, грань, которую порой они сами рискуют перейти, спасая чужие жизни!

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА