Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

О том, почему нужно развивать фармацевтическую отрасль


19 февраля 2016, 03:28 | 5 132 просмотра



По данным экономических аналитиков, фармацевтический рынок, несмотря на обвальную девальвацию, остается стабильным. Посудите сами. Мы можем без особого напряга, хотя и без удовольствия, отказаться от приобретения новой бытовой техники или одежды, а вот от покупки необходимых лекарств, увы, нет. Скорее наоборот: всеобщая депрессия, возникающая на фоне кризиса, порождает дотоле неведомые нам хвори, нуждающиеся в срочном медикаментозном лечении.

Согласно прогнозам USAID, казахстанский фармацевтический рынок достигнет отметки в $2,27 млрд по итогам нынешнего года, рост составит девять процентов в розничных ценах. Однако это разнится с прогнозом местных экспертов. По итогам прошлого года отечественный фармрынок был оценен в $1,8 млрд, но из-за изменения валютного курса он скорее просядет, чем вырастет. Прежде всего, это произойдет из-за снижения покупательной способности населения.

"Вследствие ослабления тенге в Казахстане наблюдался рост цен на фармацевтическую продукцию. С августа прошлого года импортные препараты подорожали на 40-60%, отечественные - на 15-20%, - сообщает глава Ассоциации международных фармпроизводителей РК Вячеслав Локшин.

В то же время он полагает, что если нефть начнет дорожать, то лекарственные препараты могут и подешеветь: "Все зависит от курса тенге к мировым валютам. Чтобы перестать им интересоваться, нужно все производить внутри страны. Но таких стран на земле нет. Франция, Израиль, Германия, США обеспечивают себя лекарствами на 30-40%, мы в немного меньшей степени - на 20%, а в объеме государственных закупок - почти наполовину.

Проблема в том, что европейские страны находятся в зоне евро и дополняют ассортимент друг друга, колебания курса на них не отражаются. Страны ЕС в целом обеспечивают себя на 95%. Здесь же, в Казахстане, мы ощущаем, что любые изменения курса тенге и рубля сразу влияют на стоимость российских и белорусских медикаментов".

На этом фоне отечественный производитель, АО "Химфарм" с торговой маркой SANTO Member of Polpharma Group, не спешит давать негативную оценку рынка, напротив, считая, что даже если он и просядет, то такое положение не скажется критично на компании. Она занимает лидирующую позицию среди отечественных фармацевтических производителей, обеспечивает сорок процентов объема рынка казахстанских препаратов и четыре процента от общего рынка лекарственных средств в стране.

Акционерное общество входит в группу Polpharma, что дает ему возможность совершенствовать технологии для достижения уровня мировых стандартов. В настоящее время завод производит более 200 наименований дженериковых и оригинальных лекарственных препаратов в форме капсул, таблеток, инъекционных растворов в ампулах, сиропов, настоек, масел, мазей, гелей, линиментов, суппозиторий, водных и спиртовых растворов 12 фармакологических групп.

К слову, аким Южно-Казахстанской области Бейбут Атамкулов, посетивший в прошлом месяце производственные площади АО "Химфарм", отметил, что, наращивая мощности по выпуску собственных медицинских препаратов и оборудования, можно будет в ближайшем будущем отказаться от закупа импортных лекарств и зарубежной медицинской техники.

Как известно, кризис всегда открывает и новые возможности. Похоже, что Ижи Урбанец, генеральный директор компании SANTO, с этим полностью согласен.

"Несмотря на сложную экономическую ситуацию, казахстанский фарм­рынок интенсивно растет и развивается, - говорит он. - Появляются новые игроки, расширяются границы за счет стран - участниц ЕАЭС. Компании внедряют в производство международные стандарты GMP (надлежащей производственной практики), что ведет к повышению качества препаратов.

Государство оказывает поддержку долгосрочными договорами на приобретение лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. И у мест­ных производителей, таких как наша компания, есть все для обеспечения казахстанцев доступными по цене, но качественными лекарственным средствами".

В условиях кризиса Урбанец предлагает не останавливаться, а, наоборот, продолжать развивать отрасль, совершенствовать систему подготовки местных кадров и привлекать в страну специалистов, особенно тех, кто имеет опыт работы в формате GMP. По его мнению, правильный выбор направления благотворно скажется на отечественных производителях, поскольку их продукция стоит дешевле иностранных аналогов, а вследствие роста цен на импортные лекарства поднимется спрос на препараты отечественных компаний. К слову, доля SANTO на отечественном рынке ежегодно растет.

Согласно данным IMS Health (ведущей мировой компании в области информационных и технологических услуг, измерения и улучшения работы предприятий медицинской отрасли), по итогам прошлого года SANTO признан лидером среди фармацевтических производителей Казахстана в денежном выражении. Если говорить языком цифр, то объем продаж за прошлый год превысил 15,7 млрд тенге, из которых розничные продажи составили 7,8 млрд, государственные закупки - 7,9 млрд.

Объем экспорта приблизился к 1,5 млрд тенге. Сегодня продукция компании экспортируется в пять стран: Россию, Монголию, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан. С целью увеличения продаж зарегистрировано представительство в Кыргызстане. В планах - выйти на рынок Узбекистана и увеличить свое присутствие в России.

Компании принадлежит более трети от общего объема лекарственных средств, закупаемых ТОО "Самрук-Казына Фармация" в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

- Какова в вашей продукции импортная составляющая, которая влияет на конечную стоимость? - поинтересовались мы у генерального директора предприятия.

- Для производства лекарственных препаратов требуются подтвержденные стандартами GMP субстанции и ампулы, которые в Казахстане, к сожалению, не выпускают. Мы их закупаем в долларах, и это, конечно же, сказывается на стоимости конечного продукта. В связи с падением курса тенге наша компания была вынуждена самостоятельно покрыть издержки, вызванные увеличением расходов.

Хотя курс доллара относительно национальной валюты вырос на 80%, продукция SANTO подорожала в среднем на 15%. Что же касается поставок в рамках госзакупок, то цены на нашу продукцию не изменились, мы держим их на прежнем уровне.

- Снизился ли спрос на вашу продукцию со стороны казахстанцев? Если да, то насколько?

- Фармацевтические товары относят к товарам первой необходимости, и пациенты практически не снижают потребление лекарственных средств, а если снижение и есть, то незначительное. В то же время потребители отдают предпочтение дешевым по цене, но качественным лекарственным средствам. Именно такие лекарства и производит наша компания.

К слову, как показывают опросы, казахстанцы, реагируя на повышение цен, стали отдавать предпочтение менее дорогим препаратам. До кризиса средняя цена купленной упаковки составляла 1000 тенге, а сегодня она снизилась до 500-600 тенге. Спрос на медикаменты при этом не упал, а отечественные производители, поставляющие на рынок более дешевую (в смысле цены) продукцию, даже смогли увеличить свои продажи. На это, в частности, указывает и Ижи Урбанец.

В планах компании SANTO на 2016 год - обеспечить стабильность и сохранение своих лидирующих позиций на фармацевтическом рынке Казахстана. Кроме того, продолжается реализация крупнейшего в истории фармацевтической индустрии нашей страны инвестиционного проекта по модернизации производства в Шымкенте, готовится к запуску линия по асептической рассыпке порошков антибиотиков в новом цехе, построенном в соответствии со стандартами GMP. Объем запланированных инвестиций составляет 100 млн долларов.

В конце позапрошлого года в эфире республиканского телемоста президент страны Нурсултан Назарбаев по достоинству оценил вклад компании в развитие фармацевтической отрасли.

Он отметил: "Город Шымкент становится флагманом производства лекарственных препаратов. Если помните, я эту задачу ставил давно, мы завозили огромное количество медикаментов. Сейчас мы сами производим их… Я поздравляю вас и думаю, что и дальше вы будете развиваться и показывать пример".

Автор:
Рамзия Юнусова. «Central Asia Monitor».