Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Преступление против человечков


19 февраля 2016, 03:16 | 4 253 просмотра



В связи с участившимися случаями выброшенных детей в Казахстане стали звучать призывы стерилизации таких матерей-кукушек. Мера, которая в свое время широко применялась, во многих странах позже была отменена как противоречащая нормам гуманного общества. Однако и сейчас такие методы “контроля рождаемости” актуальны

 

Первые опыты по принудительной стерилизации женщин практиковались во многих европейских странах, которые мы привыкли считать цивилизованными, вплоть до 80-х годов прошлого века. Как правило, это делалось для предотвращения размножения людей, которые считались носителями дефектных генетических признаков, страдающих психическими расстройствами и ведущих асоциальный образ жизни - алкоголиков, наркоманов. Появился этот метод отнюдь не в нацистской Германии, а в Соединенных Штатах Америки. Позже соответствующие законодательные акты были приняты в Канаде, Швеции, Дании. А вот в Германии с 1933 по 1945 год были стерилизованы 400 тысяч женщин, среди которых “расовонеполноценные”. Согласно некоторым публикациям, принудительная стерилизация использовалась в психиатрических больницах Советского Союза.

Стерилизация и по сей день считается оптимальным способом контрацепции в бедных странах, пытающихся контролировать прирост населения. По данным Wall Street Journal, в 2012 году в Индии было стерилизовано около 4,5 миллиона женщин. В качестве мотивации им предлагают компенсацию в 23 доллара, и для бедных жителей деревни это часто оказывается немалой суммой. В Китае в рамках выполнения “политики одного ребенка” также применялся данный метод контроля рождаемости. Там процедуру стерилизации прошли - как добровольно, так и принудительно - около 10 миллионов человек, и мужчин, и женщин.

А вот в Узбекистане возник скандал вокруг принудительной стерилизации женщин. Правительство страны начало такую политику из-за низкой культуры населения в вопросах контрацепции, высокой рождаемости и низкого уровня жизни. По данным некоторых средств массовой информации, стерилизовались женщины, имеющие детей и достигшие 35-летнего возраста, часто операцию им делали после родов, перевязывая трубы и не сообщая о вмешательстве. С 1999 года через эту процедуру уже прошли десятки тысяч женщин. Однако официальные власти Узбекистана подобную практику отрицают. Негуманный закон естественного отбора действует и в Сингапуре. Хотя там стерилизация добровольная и за нее женщинам предлагаются внушительные суммы денег. Но подобную операцию делают только тем, кто не имеет... высшего образования.

 Сегодня принудительная стерилизация признана преступлением против человечности. Такие действия подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда. По принятым медицинским стандартам, которые действуют и в Казахстане, стерилизацию проводят женщинам старше 35 лет, которые уже имеют детей и не намерены больше рожать, и только по добровольному согласию пациентки.

И все же споры о законности и гуманности процесса принудительной стерилизации не утихают, ее одинаково часто называют и фашистской политикой, и разумной мерой. Все чаще возникают вопросы - лишать ли возможности стать родителями олигофренов, шизофреников, наркоманов, насильников, матерей, не единожды отказавшихся от своих детей и оставивших их умирать на улице? И кто это будет решать - государство, суд, врач-психиатр?

В свое время в России и Белоруссии депутаты предлагали принять закон о принудительной стерилизации женщин, ведущих асоциальный образ жизни, причем по заявлению любого из членов семьи. Однако такие предложения были отклонены. В Казахстане от законодателей таких инициатив не поступало, но они все чаще обсуждаются на просторах интернета.

Сторонники, называя эту меру разумной, оперируют тем, что данный метод контроля над рождаемостью даст возможность в разы сократить число отказников, детей с умственными и физическими отклонениями. Ведь расходы по содержанию потомства тунеядцев и алкоголиков, лишенных родительских прав, вынуждено брать на себя государство. Понятно, что оно не может бесконечно принимать и содержать детей от таких матерей-конвейеров. Да и детям, получившим в наследство от родителей алкоголиков и наркоманов кучу заболеваний, не приходится рассчитывать на усыновление, и до 18 лет они обречены оставаться в детском доме, а далее, по мнению психологов, с большой вероятностью пополнят ряды преступников или окажутся в специнтернатах. “Миллионы тратятся на коррекционные школы и интернаты, на поддержание отказников со СПИДом и гепатитом. А почему все общество должно содержать этих детей? Почему бы эти деньги не потратить, например, на обычные школы, детские сады, бесплатное жилье тем многодетным матерям, которые несут ответственность за своих детей?” - задаются вопросами сторонники данных мер и считают, что государство имеет полное право на это, раз женщина перекладывает на него ответственность за своих детей.

Интересный выход предложила американская благотворительная организация Project Prevention, сделав для наркоманов стерилизацию платной: прошел процедуру - получи деньги. В Англии эта сумма составляет около 200 фунтов - стоимость героиновых доз примерно на полмесяца. Споров вокруг такой инициативы немало, однако, как считают в организации, у наркоманов всегда есть право выбора - легкие деньги или будущие дети.

Однако стерилизовать бесконечно рожающих и сдающих детей государству матерей - это в любом случае негуманно, считают правозащитники и называют сторонников данной идеи “докторами Менгеле”. Если с химической стерилизацией насильников-педофилов как-то понятно, и вполне возможно, что такая мера появится в отечественном законодательстве, то прежде, чем лишить матерей-кукушек права на дальнейшее потомство, необходимо отказ от ребенка приравнять к уголовному преступлению. И тут возникает много нюансов. Ребенок, отданный в детский дом, может быть ошибкой молодости, о которой мать потом сильно пожалеет. Суд также может быть пристрастным и совершить ошибку, как с делом Чикатило, когда казнили невиновных. А стерилизация женщины, равно как и смертная казнь, - мера непоправимая.

Автор:
Алла Иванилова. «Новое поколение» Астана