Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Нам приходится, уговаривать людей лечится


28 сентября 2015, 05:18 | 2 653 просмотра



Редко корреспондентам нашего издания выпадает возможность посетить, то или иное медицинское учреждение и в спокойной неторопливой беседе поговорить с врачами и медсестрами об отечественной медицине. Однажды на страницах газеты, мы подробно рассказывали о деятельность ГКП на ПХВ «Аксуская центральная районная больница», поэтому повторяться не станем. Однако все же интересно узнать, что нового произошло здесь в 2015 году, а также воспользоваться моментом и поговорить с замечательным врачом, имеющим за плечами огромный опыт в области медицины, и в частности руководства данным медицинским учреждением - Ашимгали Кусайновичем Жумагельдиным. Наш собеседник, из ряда тех специалистов, которые всегда искренне переживают и «горой стоят» за отечественную медицину, смело говорят о существующих проблемах и предлагают их решение. В силу внутренних перестановок, в момент нашего приезда Ашимгали Кусайнович был предельно занят, но, не смотря на это все, же нашел время побеседовать с нами.

- Ашимгали Кусаинович, расскажите, какие новшества произошли в районной больнице за прошедшие месяцы 2015 года?

- Начну с того, что все здания на территории больницы прошли капитальный ремонт. Раньше в некоторых помещениях было слабое освещение, и многие пациенты в устной форме выказывали свое недовольство. Сейчас мы эту проблему устранили. Во всех зданиях светло и чисто.

Наконец-то, спустя сорок два года, нам удалось поменять ограждение вокруг нашего учреждения. Старое ограждение было чуть больше метра в высоту и соответственно за такой срок износилось. Также, мы поставили пропускной – пост, по периметру больницы установили беседки. Теперь во время ожидания людям есть, где посидеть, отдохнуть. Еще одно новшество для удобства пациентов - это то, что в регистратуре мы ведем телефонную запись. Любой пациент может заранее записываться на прием к определенному специалисту, четко планируя свое время.

- Но живая очередь по-прежнему не отменена?

- Нет, пока сохраняется и живая очередь. Если честно я думаю, что ее вообще не должно быть. Но люди привыкли приходить пораньше занимать очередь, и как принято спорить и ругаться. Именно поэтому я всегда говорил, и буду говорить, у нас в стране низкий менталитет населения. Эти выводы складывались годами, из личного опыта врачей и медсестер. Конечно, обижать никого не хочется, и пусть люди меня поймут, мы ведь для них стараемся. Вот, к примеру, больница в определенный период, запланировано отправляет десять специалистов в отдаленные поселки нашего района. Вместо того чтобы в удобный момент провериться или проконсультироваться с этими врачами, которые извините меня, проделали не малый путь именно с целью профилактического осмотра пациентов, наши люди не приходят, они бегут, отнекиваются, утверждают, что самостоятельно пройдут проверку в другое время. И что вы думаете, они приедут и пройдут осмотр? Конечно нет, забудут об этом до того момента пока что-нибудь не заболит.

- Как видно информационные призывы и бурные высказывания здесь не помогают, пробовали ведь. Как, по Вашему мнению, можно заставить человека ответственно подходить к своему здоровью?

- Однажды мне посчастливилось побывать с рабочей поездкой в Японии. Каково же было удивление их врачей, когда они узнали, что мы, позвольте смело выразиться, «гоняемся» за пациентами, только для того, чтобы просто провести профилактический осмотр. Оказывается, у них в стране пациенту в аналогичной ситуации просто отправляют СМС-уведомление о том, что, определенного числа, такого-то месяца, он должен пройти, к примеру, рентген. Все! И пациент является на рентген вовремя. Сейчас читатели могут подумать, что я хвалю менталитет японцев, но нет. Я хвалю их законодательство! Потому, что именно благодаря нему большинство людей выполняют определенные и необходимые медицинские предписания. Положено пройти рентген десятого числа, он придет и пройдет, а если он этого не сделает, на одиннадцатый день ему придет немалый штраф! У них такие законы, да, пусть они бьют по карману граждан, но зато у них нет такого распространения инфекционных и прочих заболеваний, как у нас в стране. У нас человек может болеть туберкулезом, и не приходить в больницу, конечно, мы узнаем об этом, ведь это наша обязанность. Но даже если мы будем звонить ему, он не придет. Какие уж тут СМС? Он будет скрываться. И мы побежим, отыщем этого пациента, чтобы уговорить лечиться и не портить жизнь, во-первых, себе, а во-вторых, своим родным и близким. Поэтому, я уверенно заявляю, что для повышения ответственности населения к своему здоровью и здоровью окружающих, в наше отечественное здравоохранение необходимо ввести определенный законодательный норматив. Иначе – это никогда не прекратиться, я думаю, многие врачи, и медсестра со мной согласятся, ведь именно нам приходится, уговаривать людей лечится. Признаться, мы уже и не верим пациентам на слово. Бывает, привезешь ты больного в больницу, обследуешь, назначишь лечение, при этом выслушаешь о себе много «хорошего» вы меня понимаете, даешь этому пациенту готовые, бесплатные таблетки, а он их попросту не употребляет. Вот не хочет он принимать таблетки, дабы утверждает, что они больше вредят его здоровью и прочее. Или попросту забывает их употреблять. Случаи разные бывают, но суть в том, что мы буквально ходим за пациентами как за маленькими детьми, уговаривая их пить таблетки. Это нормальный менталитет? Должен быть определенный закон, не иначе! Закон равный для всех, для вас, для меня, для учителей, госслужащих и так далее. Различий по чинам и должностям быть не должно. Болезнь никогда не спрашивает о нашем положении в жизни. Положен проф. осмотр – проходи его, положен скрининг, ЭКГ, УЗИ – проходи все это вовремя! Кстати люди не знают, что такое «вовремя» или «заранее», они приходят с запущенными болезнями, а позже, когда мы уже при всем желании, ничего поделать не можем, нас же и обвиняют. «Ты не правильно лечишь!», - говорят они, а как лечить, если болезнь уже на самой последней, неизлечимой стадии. Если бы такие пациенты обращались вовремя, как только почувствуют недомогание, все бы было иначе. В этом ведь нет ничего сложного!

- Насколько нам известно, именно в Японии нет контакта «врач – пациент». Говорят, подобное будет вскоре и у нас в стране…

- Да там как такового контакта нет. И это не значит, что качество медицинского обслуживания снижается. Наоборот, это очень хорошо. Будет ли подобная практика использоваться в Казахстане в ближайшее время? Нет! Я думаю, что вряд ли, даже через 10 -15 лет.

- Ашимгали Кусаинович, что Вы можете сказать о врачах общей практики? Нужно ли они отечественной медицине?

- Конечно, нужны! Хронически необходимы, особенно в сельской местности. Объясню почему. К примеру, в определенном поселке с населением - 2000 человек, там не положено работать таким специалистам как: хирурги, невропатологи, окулисты и так далее. Есть терапевты, которые после осмотра перенаправляют пациентов к другим узким специалистам. А если специалиста нет? Можно найти выход, конечно, но ведь первичную медико- санитарную помощь оказать нужно. Это как раз и будет являться специализацией врачей ВОП.

- Как Вы думаете, достаточно ли хорошо отечественные ВУЗы подготовят таких специалистов? Или с приходом молодых ВОП качество медицинского обслуживания резко упадет?

-Лично я верю в то, что врачей ВОП подготовят достаточно хорошо. Конечно, первое время таким специалистам придется нелегко. В медицине слово "легко" вообще встречается крайне редко. В ВУЗах рядом с ними были опытные профессора, врачи, а здесь они останутся один на один с пациентом, который доверяет им самое ценное - свое здоровье. Именно поэтому чувство ответственности у каждого врача должно быть на самом высоком, уровне. Он обязан понимать, что если вдруг поставленный им диагноз окажется неверным, то это может навсегда испортить человеку жизнь. В первое время молодые ВОП должны консультироваться с другими врачами, сейчас для этого созданы все условия. К тому же в недалеком будущем мы собираемся ввести в работу врачей дистанционную ЭКГ, результаты которой будут отправляться в Областной кардиологический центр города Талдыкорган.

- Как обстоят дела с кадрами? Сколько молодых специалистов вы приняли на работу в 2015 году?

- У нас в больнице работает 82 врача, из них 53 врача можно считать молодыми специалистами, так как они работают здесь только пять лет. Думаю, что в следующем году во многих больницах возникнет незначительная проблема с кадрами. Потому что по новым правилам, после окончания ВУЗа многим специалистам придется проходить 2 года резидентуры. Это отдельная тема, но, так или иначе, она повлияет на проблему с кадрами. В 2015 году к нам на работу пришли два молодых специалиста, они работают участковыми терапевтами. В принципе, я заметил, что с каждым годом качество знаний выпускников медицинских ВУЗов Казахстана увеличивается. Но должен сказать, что если заработные платы молодых медиков будут оставаться такими, же низкими, никто в медицине работать не захочет. Особенно в сельскую местность, ведь здесь у нас отсутствуют элементарные культурные заведения, где молодежь может провести свободное время, отдохнуть. Здесь нет кинотеатров, развлекательных центров, даже парков, где можно прогуляться после работы. Местные молодые специалисты, к сожалению, пока лишены всего этого. Поэтому, я считаю, таких людей нужно ценить. Насколько я наблюдаю многие из врачей и медсестер, которые пока не состоят в браке, допоздна задерживаются на работе, чтобы «убить время». Это не правильно, в отношении воспитания личной культуры и, в общем, культуры общества.

- А молодые врачи получают квартиры или дома по программе «С дипломом в село»?

- Два врача, о которых я говорил выше, получат подъемные выплаты в размере приблизительно 136 тысяч тенге. Также мы уведомили местный акимат о том, что им необходимо жилье. Сейчас в нашем поселке строиться очень много квартирных домов. Думаю, для моих врачей там найдутся уютные квартиры…

- Какие планы стоят перед больницей в оставшиеся месяцы 2015 года и в будущем году?

- Вы знаете, любые планы могут быть широкими, масштабными, но они все, же упираются в финансы. Поэтому на данный момент загадывать не будем. В принципе больница у нас хорошая, здесь работают отличные специалисты, а главное они добродушные. Вот, к примеру, мы являемся государственным коммунальным предприятием на праве хозяйственного ведения. У нас есть платные услуги. Но за 12 месяцев работы мы получили всего около 2 миллионов. В других районах эта сумма намного выше. А все потому, что мы жалеем свое население. У людей здесь нет работы. Здесь нет никаких заводов и фабрик, нет крупных крестьянских хозяйств.

Кстати думаю, стоит рассказать о платных услугах, некоторые люди не понимают и считают, что мы для собственной выгоды обозначили платные услуги. Сегодня практически все медицинские учреждения находятся на праве хозяйственного ведения. К платным услугам у нас относятся медосмотры, которые проводятся не в плановом порядке, к примеру, водительские или медосмотры для поступающих в ВУЗы. Экстренные и плановые медосмотры все бесплатны! Огромная просьба к пациентам, прежде чем думать и говорить о том, что мы незаконно выполняем свою работу, разбирайтесь, нужно знать основы своего законодательства, нужно знать, кто и на что имеет право.

- Ашимгали Кусайнович огромное спасибо за беседу и за то, что уделили нам время!

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА