Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

БАРЫШНИ И ХУЛИГАНКИ


28 августа 2009, 21:35 | 2 127 просмотров


Считается, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Мальчики озорные, своевольные, а девочки гораздо спокойнее. Да и матерям их понять проще - все-таки женская психология…XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при, этом возложил на них бремя огромной ответственности. Женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам.

Сейчас из трех семей у нас распадаются две, и конца этому не видать. Интересно, что во всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Вам не кажется это странным? Ведь женщины на протяжении тысячелетий традиционно выступали в роли хранительниц очага. Значит, произошли какие-то драматические изменения в женской психологии и характере. И «здание» семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: мужчин, детей, и, конечно же, самих женщин.

Вот и получается, что воспитать девочку – задача не самая легкая. На что ее нацеливать: на семью или карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить? Одно дело с детства внушать ребенку, что главное - это активность и независимость. И совсем другое - воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность. То есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве.

ЧТО К ЧЕМУ ПРИЛОЖИТСЯ

Очень многие взрослые, на собственном опыте убедившиеся, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать, прежде всего, на создание семьи. А остальное приложится.

Другие с этим решением не соглашаются. Если ставить семью во главу угла, о работе надо забыть. Но так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой.

Но и эта железная логика дает сбои. У женщин с не сложившейся судьбой часто искажается характер. Многие становятся обидчивыми, амбициозными, мстительными, мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться…

Хотя и благополучные, любящие и любимые женщины ни от чего не застрахованы. У них семья – тыл, и дети подрастают в этом уютном тылу, до поры не огорчая и не тревожа своих удачливых мам. До поры…

- Мне прочили блестящее будущее, я мечтала стать доктором наук. И пока сын был маленький, разъезжала по командировкам. Ребенок оставался с родителями. Скучал, плакал, просил «Мама, не уезжай!». Потом подрос и вроде привык. А потом, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начались конфликты. Я забеспокоилась, старалась побольше бывать дома. Потом даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но поздно. Теперь я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу…

Сколько женщин узнают себя в этой исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе?! Все эти мои рассуждения о взрослых женщинах имеют прямое отношение к проблеме воспитания девочек. Они – будущие жены и мамы. Кому бы не хотелось увидеть их уверенными и счастливыми?

МАЛЬЧИКИ - ОТДЕЛЬНО,

ДЕВОЧКИ – ОТДЕЛЬНО

В последние годы не только у нас, но и в других странах раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе.

Странно? Ничуть. Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек. Поэтому, когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и неаккуратнее. Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желания учится… Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты.

Ну а с другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками…

Недавно я была в детском саду, где предпринята попытка отдельно воспитывать мальчиков и девочек. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры, - проходит порознь.

Чего только нет на девичьей половине! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованными камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка – маленькая принцесса. Они и держатся соответственно. Такая непринужденно прямая осанка бывает разве что у маленьких балерин. Хотя, впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у которых есть старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду не мало детей из неблагополучных семей.

Но здесь девочки быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и какой-то очень благородной обстановке вести себя по-хамски противоестественно. А дети чуть улавливают фальшь.

Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются к себе, к привычному мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазн разрушить девичий рай. Хотя в общем-то мальчишек хлебом не корми – дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ «пометить территорию», показать, «кто самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь делить нечего.

ПРОДВИНУТЫЕ И СВОБОДНЫЕ

Современный стиль подросткового поведения – напористый, агрессивный, дерзкий. Девочки-девушки стараются не отставать от парней: матерятся, занимаются карате и у-шу, курят пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Женственность не только не престижна, она воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки. Их, правда, трудно представить заботливыми матерями. Но оно и не нужно, они не по этой части.

А игрушки? Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть. Но, во-первых, они не всем по карману, а, во-вторых, это из позавчерашнего дня, ретро.

Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было маловато специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!). Сейчас книг для девочек и того меньше.

Для них, правда, появилась бульварная литература. Она распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности близких отношений в самом юном возрасте и предлагает в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини. Той, которая не стесняется навязываться (у нее это называется «добиваться своего»), превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, считает любые моральные нормы глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных ее качеств – разгулявшееся своеволие, названное «жаждой свободы». Родители ее, конечно, «не понимают», «мешают», «давят». Она же рисуется умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача.

И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым героиням. А игра на чужом поле – занятие опасное. Отказываясь от естественных качеств – мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, - девушки, сами того не подозревая, отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это все равно не возможно. Сколько бы антилопа не малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем стать может.

Так и с «продвинутыми» девочками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу, что весь мир у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь. А вещь ценится, только пока новая. Зачем беречь, когда можно взять другую? Вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания… Даже смешно. Какие чувства у вещи?

Родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить повышенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш. Бронте, но и не насквозь цинична. Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более, что он соответствует самой женской природе.

- Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете образцом для подражания.

- Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.

- Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботится. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг – огромный стимул для ребенка.

- Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике.

Сейчас некоторые мамы накупают десяти-двенадцатилетним девчонкам «детской» губной помады или «детских» теней для век. В восприятии девочек употребление косметики – очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя, эти шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие игры.

МЯГКОЕ ПОБЕЖДАЕТ ТВЕРДОЕ

И все-таки почему одни девочки – маленькие принцессы, а другие – маленькие разбойницы? Неужели дело только в воспитании?

Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойниками часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает просто авантюрный склад характера, который зависит от примеров, которые преподносятся ребенку. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда) подражают мальчишкам.

В каждом случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, что ей можно предложить. Это невероятно важно для ее уже близкого будущего. Согласитесь, что между бандиткой и заядлой походницей «две большие разницы». Любопытно, что в том детском садике, о котором я рассказала – где к мальчикам свой подход, а к девочкам свой, - даже отпетые маленькие разбойницы постепенно становятся ласковее и послушнее.

«Мягкое побеждает твердое» - гласит старинная китайская пословица.

Девочкам в семье и школе чаще, чем мальчикам, жестко навязывают определенные роли, и девочка, отказывающаяся следовать предложенной ей модели поведения, подвергается гораздо более суровому осуждению, чем мальчик. Казалось бы, более ста лет успешной борьбы женщин за равные права с мужчинами и победа феминизма должны были бы кардинально изменить ситуацию, но этого не произошло, лишь к старым «ролям» добавились новые… Анна Штейн, педагог

Как мы воспитываем дочерей? Так же, как сыновей? Или стараемся поддержать в них те ростки мягкости, сострадания, кокетства, которые природа закладывает в каждое женское создание? А может быть, мы сразу жестко определяем для дочерей судьбу: муж, кухня, дети? Вопросы, вопросы… Это трудно — выбрать правильный тон, общаясь с девочкой. Дон и Джоан ЭЛИУМ, из книги «Воспитание дочери»

Автор:
Татьяна ШИШОВА, психолог