Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Нужны ли бизнес-приложения казахстанским компаниям?


5 февраля 2018, 08:01 | 2 369 просмотров



Пустой рынок и туманные перспективы

Приложения из облака для бизнеса улучшают бизнес-процессы, экономят деньги и время сотрудников, делают работу более понятной и прозрачной, прежде всего, для самой компании. «Капитал.kz» на нескольких примерах выяснял тенденции в сегменте бизнес-приложений в Казахстане.

Тенденция 1: пустой рынок

Опрошенные «Капитал.kz» участники рынка свидетельствуют, что рынок облачных приложений в их сегментах практически пуст, а ближайшие конкуренты находятся в других странах.«В сегменте мобильных приложений для бухучета конкуренции вообще нет. Аналогов этой программы я не видел, — признался СЕО портала uchet.kz Максим Барышев. — В России, например, их точно нет. А вот спрос есть. Поэтому, если у меня получится развернуться на этом рынке, мы сможем продавать и в России».

«Рынок у нас достаточно дикий, конкуренция не развита, поэтому мы и развиваемся», —заверил гендиректор Relog Бауыржан Рустемов. Relog конкурирует в сегменте приложений для логистических компаний с зарубежными поставщиками (например, с российским Antor).

Тенденция 2:ориентация на средний и даже малый бизнес

Существующие программы для бухучета, по словам Максима Барышева, созданы для стационарных компьютеров и потому в большей степени сориентированы на средний и крупный бизнес.

«Для того чтобы идти в розницу, надо маленькую маржу собирать на большом количестве компаний.А я хочу помочь малому и среднему бизнесу развиваться, становиться бизнесом, потому что умею продавать большому количеству клиентов.Uсhet.kzсейчас разрабатывает приложение для бизнеса,и в большей степени оно будет интересно именно МСБ», — отметил он.

В Relog также признали, что большая часть клиентов компании — средний и малый бизнес.

Мнения участников рынка подтверждаются данными по мировому рынку приложений: по информации консалтинговой компании J’son&Partners (подготовила аналитический отчет«Инвестиционный потенциал российского ИТ-рынка» по заказу Московской фондовой биржи), облачная модель делает полнофункциональные системы автоматизации бизнес-процессов доступнее. По данным портала cio.ru, в США сектор МСБ тратит на облачные услуги $26 млрд в год — это половина от общего объема таких услуг в стране. А в Бразилии объем рынка облачных услуг выше российского вчетверо именно благодаря тому, что его использует малый бизнес.

Тенденция 3: использование облачных технологий для предоставления сервисов

Современные приложения работают из облака и потому не требуют установки на персональные компьютеры. Как следствие, приложение стоит гораздо дешевле. Как прогнозирует IDC (одна из крупнейших консультационных компаний в сфере IT), около двух третей в сегменте публичных облачных сервисов и средств инфраструктуры займут SaaS (softwareasaservice- программное обеспечение как услуга). Примерно половина его придется на бизнес-приложения. Поданным IDC,емкость рынка облачных сервисов и средств инфраструктуры в 2018 году достигнет $160 млрд, следовательно, на долю бизнес-приложений придется около $50−55 млрд.

В Казахстане компании, разрабатывающие бизнес-приложения, также предлагают облачные решения для своих клиентов.

Движение средств и бухгалтерская отчетность

Это приложение необходимо для того, чтобы информировать руководителя о финансовых действиях компании. «Например, заплатили компании деньги — и в приложении сразу же отображается информация об их поступлении. Оплатили налоги — и в приложении видно перечисление. Прямо в приложении будет собираться статистика и представляться в виде графиков: руководитель сможет увидеть, сколько денег он, например, заработал в прошлом месяце, а сколько — в нынешнем», — объяснил Максим Барышев. На основе полученной информации глава компании или ее собственник может принимать решения и трансформировать свой бизнес. Еще один вариант использования — получать оперативную информацию от подразделений компании (например, торговых точек) и отправлять ее в головной офис. Приложение формирует отчетность, но не дает доступ к финансовым потокам, они остаются защищенными.

Программа в отличие от существующих бухгалтерских пакетов, сориентированных на стационарные компьютеры,может устанавливаться на мобильные телефоны.

По оценкам Максима Барышева, в Казахстане сейчас действуют около 350 тыс. компаний. Из них работающих — 270 тыс. компаний (малых и средних — около 80%). Сюда добавляются более 1 млн индивидуальных предпринимателей. Таким образом, емкость рынка составляет 1,2−1,3 млн приложений, потому что даже индивидуальный предприниматель должен следить за движением средств. В деньгах емкость рынка приложений составляет около 13,2 млрд тенге ($41,25 млн) в год.Клиентежемесячнооплачиваетподписку за пользование сервисом. Минимальная маржинальность этого бизнеса, по расчетам бизнесмена, составляет 15%.

Разработку и запуск приложения Максим Барышев расценивает как новый виток развития своего бизнеса (выход на рынок автоматизированных решений) и диверсификацию рисков. Он не исключил, что сегмент консалтинговых услуг для бухгалтеров — основа его бизнеса — будет сокращаться, так как Правительство РК намерено менять налоговое законодательство не чаще, чем раз в полгода. Следовательно, количество запросов на обучение и консультации может сократиться.Для сравнения: в 2016 году в налоговое законодательство было внесено более 400 поправок — в среднем, больше одной поправки в день.

Бета-версию приложения Максим Барышев надеется запустить в апреле нынешнего года. Продвигать он планирует сначала среди существующих клиентов (12 тыс. подписчиков). «А затем, если приложение понравится, я буду надеяться на сарафанное радио: чтобы наши довольные клиенты советовали своим друзьям и знакомым», — предположил бизнесмен.

Логистика под присмотром

Система Relog оптимизирует логистику компаний, бизнес которых строится на распределении грузов по торговым точкам. Приложение, работающее из облака, просчитывает оптимальный маршрут, загрузку и время работы одной машины и в целом распределение грузов между машинами с учетом требований по времени доставки.

«Сейчас многие компании распределяют грузы по машинам и выстраивают маршруты вручную. Для этой задачи нанимаются люди, которые тратят по несколько часов в день на формирование загрузки, либо пользуются шаблонами. Далеко не всегда эти шаблоны действительно эффективны. А наша программа за 10−20 минут, делая за это время несколько миллионов операций, отыскивает оптимальный вариант. У человека физически нет времени, чтобы решить такую задачу оптимально», — объяснил Бауыржан Рустемов.

Благодаря оптимизации сокращается длина маршрутов и, как следствие, затраты на их обслуживание, уменьшаются простои водителей и потому — затраты на зарплаты.

Программа совмещается с любым ПО, обеспечивающим документацию по складу, и обменивается с ним данными по API-мосту. Благодаря такому взаимодействию сокращается время на взаимодействие с бухгалтером и складом, если часть заказа вернулась.

Емкость рынка для приложения Relog, по мнению Бауыржана Рустемова, составляет 10−20 тыс. дистрибьюторских компаний. Столь большая разница между крайними значениями объясняется включением или исключением самых мелких компаний. В число потенциальных клиентов также входят инкассаторские машины, автомобили сервисов доставки еды и товаров из интернет-магазинов.

Поскольку сервис работает из облака, компания продает приложение не только по Казахстану (около 80%) — продажи были в России, на Украине и в Беларуси, идут предварительные переговоры с клиентом из Саудовской Аравии. Для продвижения компания вкладывается в интернет-маркетинг, в частности, в Google Adwords, а с клиентами общается через Skype.

Закрепиться и продвинуться на рынке Relog помогает партнерство с ЕБРР. Банк компенсирует клиентам компании 50% цены услуги, но не больше 10 тыс. евро. Годовая подписка на приложение стоит от 6 млн тенге. Для небольших компаний возможна оплата «за объем выполненных работ», который зависит от объема перевозимых грузов. Цена услуги — примерно от 50 тыс. тенге в месяц. Срок соглашения не оговаривается: «Оно бессрочное», — заверил бизнесмен. По его словам, компания смогла пройти отбор, так как отвечала требованиям ЕБРР: в приложении есть инновационная составляющая (о нем были хорошие отзывы), она дает возможность достичь конкретных результатов. Ранее, в 2016 году, проект прошел этап акселерации в AlmatyTechGarden, его поддержали хедж-фонд "Асадель Капитал" и его управляющий партнер Маргулан Сейсембаев. Благодаря поддержке фонда компания смогла запустить вторую версию приложения.

Варианты развития на рынке

В целом в Казахстане сегмент мобильных приложений для бизнеса пока практически пустой — в том числе потому, что возможности для развития бизнеса в стране невелики. «Могу вспомнить еще Tiketon, который разработал мобильное приложение для своих клиентов — организаторов концертов, с помощью которых те проверяют билеты на свои мероприятия», — отметил президент «Ассоциации Казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции» Константин Горожанкин.

По его словам, в этом сегменте возможны два типа историй: уже существующий бизнес разрабатывает приложение как новый формат отношений с клиентами (история uchet.kz) либо сначала разрабатывает приложение и потом смотрит, как из него можно сделать бизнес. «Relog, насколько я знаю, еще не вышел на самоокупаемость», — пояснил господин Горожанкин.

Он скептически отнесся к предположению, что казахстанские компании смогут легко масштабировать бизнес мобильных приложений за рубежом: «На сегмент B-to-C регуляторы еще закрывают глаза, но в B-to-В сразу включается налоговое, валютное законодательство. Даже Яндекс. Такси и Uber открывали в Казахстане юрлица, чтобы иметь возможность заключать договора с местными партнерами. Перспективы мобильных приложений для бизнеса, которые можно будет скачивать в магазине приложений и дальше пользоваться без заключения договоров, по-видимому, пока туманны: «B-to-В сегмент все равно предполагает знакомство, переговоры и заключение договора. Вариант без этих этапов пока не знаю», — признался Константин Горожанкин.